В пять утра мы кое-как вывалились из своих коек (нам с Юлей достались места на втором этаже, так что вываливаться пришлось аккуратно). Восточный пик, до которого мы накануне еле-еле дотопали был прямо под боком, и мы отправились туда смотреть рассвет. Вместе с нами отправились абсолютно все постояльцы этой ночлежки.
Рассветом правда даже и не пахло. Утро было серым и дождливым. Дальние горы исчезали в дымке облаков. Туристы с фотоаппаратами ходили туда-сюда, не совсем понимая что им фотографировать. Я например фотографировал самих туристов.
Несмотря на то, что солнца не было видно, быстро посветлело. При свете стало понятно, что смотровая площадка находится наверху очень высокой, и очень вертикальной стены.
Периметр её был огорожен цепями, успевшими полностью обрасти замочками любви и красными ленточками. Вообще не представляю куда тут можно ещё один замочек втиснуть.
Туман немного рассеялся, хотя небо оставалось таким же свинцовым. Вдалеке горы стало видно отчётливее. Прямо над их вершинами стелился густой слой облаков.
Около края обрыва росло несколько покорёженых горных сосенок, очень гармонично украшенных всё теми же красными ленточками.
Помаячив ещё немного на обрыве мы вернулись к ночлежке. Она впрочем оказалась со стороны весьма респектабельном зданием, выполненым в лучших китайских традициях (из бетона).
Во дворе этого хостеля, менеджер проводил инструктаж с заступающей сменой работников. Они стояли по росту под ешё одной сосной. Картина напомнила мне индикатор силы мобильной связи.
С одной из террас ночлежки открывался вид на домик, который я уже много раз видел на фотках. В разных статьях про Хуашань он назывался по-разному, но у меня в голове осел как "чайный домик". Пара отчётов писали о том, что он находится на вершине горы, и что именно к нему стремятся туристы, которые наверное очень сильно любят чай.
Кто-то, прочитав ту статью, о разнообразных опасностях на пути к этому домику мне прокомментировал - "Чур меня! Я уж лучше кофейку попью."
Между тем, "домик" вовсе не является конечной целью тропы по Хуашаню. Да и вообще, тропа после подъёма на северную вершину замыкает круг через все остальные пики. Её главная цель - просто по ней пройти, любуясь очень красивыми пейзажами. А домик, который на самом деле называется "шахматный павильон" - просто одно из ответвлений, достопримечательность, которую можно посетить, и потом вернуться на главную тропу. И конечно же, он намного симпатичней выглядит издали.
Путь к нему - своего рода аттракцион, который начинается прямо за ночлежкой. Первая часть дороги - спуск вниз стене, где выдолбленны лунки для ног. Где-то за пять долларов на туристов надевают страховую обвязку (harness), и пристёгивают на двух карабинах к натянутому вдоль стены троссу. Две-три нормальные ступени ведут к обрыву, а потом ты уже спускаешься по отвесной стене, держась за всё те же цепи (благо они тут без замочков).
Два карабина для того, чтоб перестёгивать их по одному при передвижению вдоль тросса. То есть ты ни на секунду не должен отстёгиваться полностью.
Фотографировать пока лезешь вниз не слишком удобно (плюс смотрители кричат, чтоб ты этого не делал), так что особо хороших фоток этой части у меня нет.
Спуск там довольно высокий, думаю где-то метров двадцать пять будет.
Внизу стены к павильону ведут всё те же лестницы - после того как только что спустился они кажутся совсем простенькими и не страшными.
А вот и сам павильон. Я ж говорил, что он издали красивее! На самом деле, это просто беседка.
Конечно же здесь не наливают никакого чая, и даже шахмат тут нет (и поиграть не с кем особо). Просто доска, и две тумбы для сидения. Думаю в хорошую погоду тут идёт нехилый поток туристов, и если кто и попробует сыграть тут партию в шахматы, их быстро выгонят желающие в павильоне сфотографироваться.
Я и сам сфотографировался в нём. А ещё попросил Юлю сделать фотку как я прыгаю. Лицо правда не видно из за страховки, но это мелочи. А вообще, I'm getting too old for this shit.
Дорогу к шахматному павильону я называю аттракционом ещё и потому, что дойдя до него, надо возвращаться назад той же дорогой. Вверх по стене правда лезть намного легче, чем спускаться. Мы поднялись, сдали страховку, и пошли дальше по главной тропе...
Спустившись с восточного пика, и поднявшись на следующий хребет, мы в последний раз оглянулись на наш "отель", и "домик" рядом с ними. Издали оба выглядели сказочно и заманчиво.
Идём дальше. Очередная смотровая площадка. Цепи, ленточки, замочки. Тут ещё и стоит камень около которого все фотографируются. На тропе таких несколько, в особо живописных местах. На них красной краской написано что-то по-китайски, наверное какие-нибудь древние даоистские премудрости.
Через какое-то время мы подошли к самой известной достопримечательности Хуашаня, где наверняка сделана львиная доля всех фоток этой горы - досчатой тропы (plank walk). Всё что я видел про эту тропу раньше заставило меня думать, что она - часть главного маршрута, и дойдя до неё, надо или побороть свой страх, или разворачиваться, и спускаться обратно вниз.
Ничего подобного! Эта тропа, такой-же "аттракцион", как и прогулка к шахматному павильону. Духозахватывающая, но абсолютно необязательная. И, ровно как и с павильоном, надо платить те же пять долларов за страховку.
К тропе надо спускаться по крутым железным ступеням. Тут вообще не страшно, потому что спуск этот идёт через натуральную расщелину. Ну и ты уже к этому моменту пристёгнут на те же два карабина, и держишься за повсеместные хуашаньские цепи по бокам.
Тропа построена из крепких досок, три доски в ширину. Они скреплены металическими скобами, и прибиты к железным штырям, торчащим из скалы. Скала в этом месте почти вертикальна, и дна особо не видать, по крайней мере я так далеко не выглядывал.
Конечно, это место пользуется популярностью. Люди продвигаются медленно, частично из осторожности, но в основном - потому что все постоянно фотографируются, и фотографируют друг-друга (и соседей по тропе просят). Даже люди с селфификаторами попадаются.
Самое страшное тут, это отвернуться от стены. Ведь пока ты смотришь на стену, высота не ощущается. А как только становишься к ней спиной, коленки заметно начинают слабеть, а рука, держащаяся за цепь, невольно напрягается. Зато вид открывается такой, что дух захватывает...
Хотя может дух тоже захватывает от страха. Но тут тебя кто-то очень осторожно трогает за плечо, и говорит:
"Извините, можно я пройду?.." ну как-то так, только по-китайски.
Ведь эта тропа ко всему ещё и двухсторонняя. Вдоль стены специально натянуто два параллельных тросса - те, кто страховкой пристёгнуты к нижнему жмутся поближе к стене, а другие, которым достался верхний, тросс обходят их снаружи.
"Думай - я и стена - одно и то же! Слейся со стеной!" попросил меня турист из Австралии, обходя меня со стороны пропасти. Я вжимался в камень как только мог, и думал о том, как мне повезло, что я пристегнулся к нижнему троссу.
Вскоре мы дошли до конца тропы (она не сильно длинная), и оказались на ни чем не примечательной полянке. На ней не было ничего кроме маленького алтаря с благовониями. Дальше идти было некуда, отсюда надо было возвращаться.
Я посмотрел назад. Весь путь каким-то образом вдруг оказалась абсолютно пустым!
Мы поспешили воспользоваться этим, чтоб пофотографироваться.
Пока позировали друг-другу, навстречу пошли люди. Видя испуг на их лицах, мы, бывалые скалолазы, совершили широкий жест, обойдя их снаружи. Оказалось, если всё время смотреть в стену и крепко держаться за цепи, то не так уж и страшно.
Вернувшись, и сняв с себя страховку, мы прошли через фотографический павильон. Тут китайцы печатали туристические фотографии с тропы. Сначала я подумал, что там прямо на стене стоят камеры, с которых они снимают прохожих, чтоб потом втюрить им фотографии. Оказалось, что всё намного прозаичнее (в Китае часто так оказывается)...
Тупо снимают на зелёном фоне, а потом тут же подгоняют под живописный бекграунд. Можно хоть сальто вытворять. Интересно, это для тех кому страшно было на досках фотоаппарат достать, или для тех кто вообще туда пойти не осмелились?..
Вот мне и Юле например не надо было такими услугами пользоваться, мы натурально на досках сфотографировались. (Or not. Теперь вы никогда не узнаете.)
Последний раз оглянулись на горы с этого ракурса, и идём дальше. Самая страшная часть тропы (которая оказалась необязательным аттракционом) позади! Можно нас поздравить - мы молодцы.
Продолжаем подниматься на южный пик, самый высокий из всех на Хуашане. Мы уже давно поднялись над облаками (или это они опустились...) На дороге попадаются ряженые сосны.
А вот и он - южный пик. 2,154.90 метров. Тут стоит особый камень, рядом с которым фотографируются не переставая. К нему длинная очередь, мы стоять не стали, я просто запечатлил его рядом с гордыми китайцами.
А потом отошёл в сторонку, и тихо отпраздновал покорение очередной вершины. Это 46-процентная китайское пойло называется Ёр-гуо-то (последний слог надо говорить с подъёмом) - эдакие "Слёзы Председателя Мао". На вкус - нечто между отвратительной микстурой и палёной водкой, но на горе ничего другого не продают, а праздновать достижения как-то надо.
Все празднуют по своему. Кое-кто на вершине горы хочет быть "немножечко выше императора", а потому припёр сюда лестницу-стремянку. Действительно - все как лохи стоят на 2,154.90 метров, а он - аж на 2,156! Сразу понятно кто тут д'Артаньян, а кто... ну вы поняли...
А для тех, кто наоборот на самую-самую вершину идти не хочет, ярусом ниже есть ещё один камень, рядом с которым все фотографируются.
Короче тут на верху вариантов много.
Но нас поджимало время, ещё надо было успеть на поезд, а канатная дорога на спуск была на следующем, западном пике (помните, мы его в первый день видели, красивый такой...?) Он правда не так далеко от южного, кажется рукой подать - но на самом деле где-то пол-часа ходьбы.
По его хребту идёт очень красивая лесенка - её тоже часто в репортажах про Хуашань видно было.
Кстати сбоку эта лестница, и этот хребет гораздо внушительней - как поймёшь, что там слева такой вот обрыв, тут же проникаешься уважением к этой горе.
Прямо под вершиной западного пика кстати есть дорогая кофейня, в которой наливают на удивление сносный (по китайским меркам) кофе. Латте тут обошлось мне где-то в $10 - про flat white, они ничего не знали.
Мы посидели тут, с видом на уже покорённые вершины, и пошли к канатной дороге.
Пока пили кофе, вся низина затянулась белыми облаками. Кабинки канатки, уходя вниз расстворялись в белой вате.
Было немного обидно, мы расчитывали, что будет красивый спуск, а вместо этого создавалось ощущение, что мы покружаемся в каком-то батискафе в густой белый кисель. Каждые тридцать секунд нам на встречу из ваты выплывала такая-же кабинка.
Спускались долго. Минут через десять мы спустились под облака, и стало видно окружающие горы. Пару раз мы думали, что приехали, но перед нами открывался ещё один огромный перегон.
В итоге наверное минут двадцать спускались. Станция внизу была привычных китайских масштабов - огромная, и пустая - она явна была рассчитана на тысячи туристов, которые толпятся здесь по выходным и праздникам. (Мы кстати читали, что очередь на подъём может достигать двух часов - хорошо что мы пешочком поднялись накануне.)
После выхода со станции надо долго спускаться по большому количеству грандиозных лестниц. Где-то километр топать. В итоге приходишь к огромным помпезным китайским воротам:
Дальше стоят стаи автобусов, которые привезут ко входу в парк, а от него надо ещё до вокзала добираться, чтоб в город уехать на китайском скоростном поезде, но это уже совсем другая история...
Поезжайте в Хуашань. Даже если вам уже можно на священные китайские горы не ездить, всё равно поезжайте. И обязательно оставайтесь там на ночь. Главное, ни за что не верьте, если вам будут рассказывать, что эта тропа самая опасная, или смертельная в мире, иллюстрируя эти враки фотками малюсенького отрезка досок в стене.