Я провёл под землёй почти пять часов, и очень этим доволен, хотя большинство сочтёт что стандартный 2-часовой визит вполне достаточен. Узнал в процессе массу интересного про пещеры, и пещерников...
До городока Постойна час езды от Любляны на автобусе - на собственной машине думаю можно и за пол-часа доехать. Обычно сюда ходят поезда, но этой зимой был сильный ледяной шторм, и во всём регионе оборвало провода. Электричество кое-как через пару недель починили, а вот поезда уже пол-года не ходят.
Я снял в этом городке на ночь отель, что было ошибкой - кроме пещеры делать тут абсолютно нечего. На главной площади есть два отеля и полтора ресторана, всё это закрывается в районе десяти вечера. Выйдя прогуляться около 11, я был встречен тёмными безлюдными улицами (хотя они и днём то не сильно людные).
В округе из достопримечательностей кроме пещеры есть ещё так называемый "Предъямский замок" - до него 10км. Я там не был, поэтому ничего про него сказать не могу. Так или иначе, эти две вещи можно запросто посмотреть в один день, и ехать в Постойну с ночёвкой, как это сделал я, вовсе незачем.
Стандартный тур по пещере занимает около двух часов - туристов сажают на поезд, который везёт их в глубину пещеры, там они гуляют, а потом едут на поезде же обратно к выходу. Удовольствие стоит €23 - туры уходят каждый час. Время последнего зависит от месяца (самые поздние - в шесть часов вечера, в июле и августе).
Туристов предупреждают одеваться тепло - внутри пещеры круглый год одна и та же температура - +8 по Цельсию. Уже в десяти метрах от огромного входа в пещеру начинает веять холодной сыростью.
Помимо основного массового тура, предлагаются ещё "приключенческие" прогулки по пещере для маленьких групп. Цены повыше - от €40 до €80, при минимальном размере группы в 3 человека. Я написал им в надежде присоединиться к существующей группе, но оказалось что такие вылазки не особо популярны (их берут всего 2-3 группы в неделю), и в мой день желающих не было. Мне пришлось взять три билета по €60.
"Вашего гида зовут Марио," сказали мне, когда я явился на свой тур с утра. Я тут же представил себе чернявого, усатого, коренастого итальянского сантехника в красной кепке. Мой гид правда оказался полной противоположностью.
"Пойдём переоденемся," сказал он. Мне выдали пещерный комбинезон, резиновые сапоги и каску с фонариком. "Я возьму на нас запасные фонари и батарейки," сказал Марио. Он объяснил, что когда идёшь в пещеру надо всегда иметь с собой два источника света, и достаточно батареек на 48 часов. "На всякий случай," весело добавил он.
"Видишь, тут течёт река? Она называется Пивка." У реки стоял очень симпатичный домик мельницы. "Вот здесь около входа в пещеру она уходит под землю. Собственно, это она то пещеру и проделала за пару миллионов лет. Она выходит обратно на поверхность в 15 километрах от этого места, всего на 100 метров ниже. Так что наша пещера невероятно ровная, почти горизонтальная."
Раньше люди не знали, что там в 15км, на поверхность вытекает та же самая вода, поэтому той части реки дали другое название. В итоге она впадает в Любляницу, и течёт через столицу.
Мы зашли в огромную зияющую дыру в склоне горы, перегороженную высокими воротами из железа.
"Пещеру начали толком исследовать в 1818," рассказывал Марио. "Ворота поставили тут уже через пару лет - местные люди сразу оценили её туристическую ценность, и стали брать деньги за посещение."
Чтоб сделать Яму более досутпной для туристов в 1872 году проложили двухкилометровую железную дорогу, которая ведёт к самым зрелищным залам. Для построения путей в местах где пещера была узкой, проделывали туннели - говорят в процессе уничтожили много натуральных форм. Сегодня подобные действия были бы немыслимы - все пещеры мира строго охраняются от каких-либо изменений. Так что Постойна ещё долго останется наверное единственной пещерой с двухколейными путями.
Поначалу туристов катали на железнодорожных телегах, которые толкали сзади сами гиды - в такую телегу садилось до четырёх пассажиров. В 20м веке туристов пересадили в длинные поезда - сначала дизельные, а потом - электрические, на аккумуляторах. В каждый поезд помещается теперь до ста человек.
Для посадки туристов под землёй сделан настоящий перрон - неширокий, но приподнятый, из бетона, и, как в лучших системах метро, с жёлтыми полосками по краям. Марио "по блату" предложил мне сесть в первый ряд.
"Посмотри - видишь парень в шортах и рубашке сидит? А ведь им всем говорят: одевайтесь теплее - в пещере 8 градусов. Минут двадцать - тридцать он наверное будет неплохо ещё держаться, но через час - конкретно промёрзнет." Марио явно надоели непослушные туристы.
Состав тронулся. Мы ехали по узким туннелям, которые превращались в широкие октрытые подземные залы. С потолка свисали огромные сталактиты, из пола навстречу им стремились массивне сталагмиты. Всё это было подсвечено хитро спрятанными фонарями - казалось что пещера сама по себе светится тёплыми коричнего-оранжево-жёлтыми тонами.
Я привстал что сфотографировать проносящуюся мимо красоту.
"Немедленно сядь!" приказал Марио. Через несколько секунд поезд завернул за угол, и нырнул в туннель с очень низким потолком, и стенами которые проносились мимо в нескольких сантиметрах от состава. "Тут опасно вставать. Очень узко бывает." Снимок получился размытым.
Мы проехали огромный зал, освещённый яркими хрустальными люстрами. Он промелькнул так быстро, и был настолько неожиданным и удивительным, что я не успел его сфотографировать.
"Что это?!" удивился я.
"Это итальянцы сделали - когда Постойна была под их оккупацией во время Второй Мировой Войны. Пещера была популярна среди итальянских туристов, они привезли и повесили люстры из венецианского хрусталя. Они шестьдесят лет висели, а пару лет назад их пришлось менять. Хорошо что чертежи остались. Сейчас тут иногда вечеринки проводят."
"Вечеринки в пещере? Её можно снять?"
"Можно вроде. Не понимаю кому это надо. Тут всегда сыро и холодно." Я подумал что невзирая на сырость и холод сходил бы на такую вечеринку. Но не зказал этого вслух.
Поезд подъехал к перрону конечной станции в невероятных размеров зале. Туристы выгружались неспешно - все хотели сфотографировать свой первый неразмытый от движения кадр.
"Пошли быстрее," позвал Марио - "лучше нам их опередить, так мы сможем гулять по туристическим частям без толпы."
Посередине зала было нагромождение из камня, дальняя стена скрывалась из виду с другой стороны, теряясь даже при свете фонарей.
"Эту гору мы называем Горой - она сформировалась когда в этом зале обвалился потолок. Думаем что это произошло около миллиона лет назад. Видишь, на обломках успели вырасти новые сталагмиты?.."
Я кстати всю жизнь путал сталактиты и сталагмиты - не мог запомнить
какие снизу растут, а какие сверху. А потом, когда в 2012 году побывал
в пещерах Дженолан в Австралии, нам рассказали очень простой
способ: сталакТиты, как буква "Т" свешиваются вниз с
потолка, а сталагМиты, как буква "М" растут с пола (представьте что "М" - это два сталагмита рядом). С тех пор я их не путаю.
Вблизи образования выглядят очень изящно. Удивляет разнообразие текстур: некоторые как будто сделаны из расплавившегодя воска, другие переливаются блеском вкраплёных кристаллов, третьи висят полупрозрачными занавесками.
"Основной камень в здешних горах - известняк," продолжил расказ Марио, "поэтому как правило образования белые, почти прозрачные. Там где они
коричнево-красные - это значит попадает примесь железа. Средний сталагмит растёт где-то по сантиметру за сто лет."
Марио около часа водил меня по разным залам и корридорам подсвеченной туристической части, показывая всякие каменные образования.
"Ну что, ты готов испачкаться?" спросил он наконец, указывая на невзрачную калитку. "Включай фонарь - в других частях нету электричества."
Нетуристическая часть пещеры, без аккуратных дорожек и декоративной подсветки выглядела совсем по-другому. Во первых, в свете одного лишь фонаря на каске, было трудно понять размеры залов через которые мы шли - зачастую его просто не хватало чтоб осветить потолок и дальние стены. Во вторых, пещера была определённо грязной.
"Мы сейчас спустились на несколько метров ниже главных залов - здесь где мы идём иногда бывает вода, когда уровень реки поднимается. Река приносит ил, песок, глину. От этого и слой грязи."
"Здесь бывает вода?" спросил я
"Да." Марио посветил в сторону, и показал мне огромную ветку дерева. "Когда на поверхности идёт дождь, вода поднимается весьма быстро. Может затопить всё до потолка за несколько часов. Поэтому всегда перед спуском надо узнать прогноз погоды."
"Но мы не далее получаса от железной дороги..."
"Это правда, отсюда мы бы успели выйти. Но иногда люди сплавляются вниз по реке до другого выхода - который 15км отсюда. Это занимает сутки, а то и двое. Там по пути есть низкие места, если река поднимется, под потолком не будет места."
"А что, люди действительно плавают по этой реке?"
"Да. Но это надо делать осторожно - лодка резиновая, если сильно заденет острое формирование, может проткнуться. Но на лодке ещё не так сложно - есть люди которые занимаются пещерным дайвингом. Представляешь? Подземно-подводный спорт."
"Ни хрена себе," удивился я.
"Да, да. Но таких немного. Из где-то тысячи людей во всей стране с лицензией лазать по пещерам, только человек десять сертифицированы на такой дайвинг. Но всего трое из них реально круты. А вот мы и в реке. Это тоже Пивка."
За беседой я и не заметил что мы уже какое-то время идём по мелкой воде. Выданные мне резиновые сапоги защищали ноги от влаги.
"В этой воде пещерные рыбы водятся. И саламандры. Если повезёт, мы кого нибудь из них увидим." Марио окинул окрестности светом фонаря. "Нашы саламандры немного знамениты - вообще глубоко в пещерах редко кто живёт, не как в сказках - так вот эти саламандры одно из крупнейших подземных животных. Их ещё называют человеческая рыба, из за цвета кожи. О! Вон одна!"
После того как Марио сказал про крупнейшее подземное животное, я не совсем знал чего ожидать. На самом деле, Европейский протей - нечто между червяком и ящерицей, 20 - 30 сантиметров в длинну. Они действительно водятся только в тех краях, и имеют кучу интересных свойств. Например они слепые, едят малюсеньких подземных креветок, и могут обойтись без еды до десяти лет.
Марио посветил на саламандру фонарём, и та юркнула под камень. Она была похожа на нечто из фильмов про страшных пришельцев. Если бы не скромный размер, было бы реально страшно.
"Они хоть и слепые, чувствуют свет - сквозь закрытые веки. У них инстинкт - свет значит поверхность, они его избегают."
Мы пришли к месту где река уходила вдаль.
"Дальше не пойдём, там выход на поверхность, но перед этим потолок уходит под воду. Чтоб пробраться надо нырять. А в полноводие даже то место где мы стоим затапливает до потолка."
Я посветил вверх - потолок был хороших три метра над головой. С него свисала маленькая мёртвая веточка.
По пути назад Марио сказал, "Извини, я сегодня медленно хожу - устал. Вчера был в Хорватии, там был забег. Сто километров по горам. До сих пор в себя не могу прийти."
До меня не сразу дошло что сто километров - это очень много. Я пару секунд вспоминал длинну марафона. Наконец посчиталось.
"Постой," говорю, "то есть ты вчера два марафона подряд пробежал? По горам? Что это за гонка такая?!"
"Да так - называется Velebit Ultra Trail - каждый год проходит. Вчера я восьмым прибежал. 19 с половиной часов. Там победитель чуть ли не на четыре часа быстрее был."
Я промолчал, подумал про моих знакомых, которые марафоны и полумарафоны бегают, каких усилий им это стоит. И тихо порадовался что Марио сегодня усталый.
Проход по которому мы шли опять свернул, и мы оказались в просторной пещере.
"Узнаёшь?" Марио посветил на две колеи рельсов.
"Мы тут ехали? Но вроде было светло?.."
Он посмотрел на часы.
" Какой смысл подсвечивать пустой туннель? Мы сейчас где-то на пол пути железной дороги - туристы сюда не гуляют. Сейчас без трёх минут. Ровно в два часа свет зажжётся, и тогда у нас будет 30 секунд чтоб сойти с рельсов пока не пойдёт поезд. А пока, пошли по шпалам - нам по пути."
Мы прошли пару сотен метров, и Марио остановился.
"Когда люди впервые исследовали пещеру, они её видели как мы сейчас - света было мало, что там по сторонам неясно. Потолка зачастую не видно. Как её видят с поезда туристы - это в основном всё достигнуто искуственным светом."
"После открытия этой пещеры, почти пятнадцать лет тут проходили, не сворачивая. А потом в 1832 году кто-то заметил движение воздуха сбоку. Там тогда было навалено много булыжников. Их расчистили, и нашли вон тот проход." Марио посветил вверх. Справа от путей под потолком был маленький проход отгороженный калиткой.
"Этот проход ведёт в пещеру под названием Цветной Пассаж. Из за разных минералов в породе там образовались формирования различных цветов."
Тут вокруг нас зажёгся свет. Марио опять взглянул на часы. У меня сложилось впечатление что в пещере всё работает по часам, что немудренно - каждый час работники координируют посещение нескольких сот туристов (их завозит от двух до четырёх составов, каждый может посадить 100 человек).
Как и было обещано, через пол минуты появился поезд. Проезжая мимо, сидящие в нём туристы с удивлением смотрели на нас - двух человек в грязных красных комбинезонах и с фонарями на касках, стоящих посреди пещеры.
Мы отправились смотреть Цветной Пассаж. Эта часть пещеры расположена выше, река оттуда уже ушла. Кеменные формирования были из за этого крупнее - успели подрости.
В некоторых местах громадные старые сталактиты были сломанны так давно, что на их упавших кусках успели появится новые сталагмиты. Я вспомнил наще посещение древнего леса в Вашингтоне, где то же самое происходит с упавшими деревьями.
Пассаж действительно оказался цветным - в свете наших фонарей сталагмиты представали серыми, красноватыми, жёлтыми.
"Послушай как резонирует!" Марио постучал по колонне, и та отозвалась низким гулом, как огромный медный таз.
"Я всегда думал что они очень хрупкие, разве можно так стучать?"
"Некоторые хрупкие, но вообще-то это же камень. Мы просим туристов обычно так не делать, потому что их много. А в такие вот походы как у нас мало народу ходит, так что это не страшно если мы аккуратно стукнем по крепким колоннам... А вот там впереди уже хрупкие сталагмиты начинаются, дальше мы не пойдём."
Мы пришли в зал который напоминал сокровищницу дракона из фильма про Хоббита. Вкрапленные в породу кристаллы блестели и переливались, ловя слабом фонарный свет, а разноцветные сталактиты и сталагмиты уходили в темноту. Конца этому лесу из камней не было видно.
Пару минут мы стояли молча, оглядываясь. Вокруг всё ещё было холодно и сыро.
"Ладно. Нам пора," сказал наконец Марио. Надо ещё успеть на следующий поезд.
Мы вышли обратно к рельсам, и протопали до перрона куда приехали в самом начале. Перед тем как выехать из пещеры, Марио повёл меня в огромный зал в цивилизованной части пещеры. Тут находилось несколько дюжин людей, но из за огромных размеров это пространство всё равно казалось пустым. На дальнем конце кто-то из туристов пел что-то по-словенски.
"Это место называется Концертным Залом. Сюда помещается до десяти тысяч человек. Тут очень хорошая аккустика, и иногда устраивают концерты. А тут даже устроили показательный полёт на воздушном шаре. Прямо в пещере, представляешь?.."
Я представил себе как в 1818 году первые исследователи пришли в этот зал со свечами. Они не могли видеть ни стен, ни потолка. Как они ощущали себя в этом бесконечной чёрной дыре?..
Назад на поезде мы ехали молча. Комната с венецианскими люстрами уже не показалась мне такой парадной и красивой.
Фотки вот тут.