Любопытно, что слава Наосимы пока что не сильно распространилась за пределы "узких кругов". Сам я попал сюда только потому, что Тоня, которая учится на дизайнера, настояла на том, чтоб мы посетили остров. Теперь и вам про него расскажу.
На протяжении большей части XX века Наосима мало отличалась от соседних островов Внутреннего Моря - тут жило пару тысяч человек, которые промышляли рыбной ловлей. Но в 1980х произошла встреча, которая изменила судьбу острова.
У Тецухико Фукутаке, президента издательского дома Fukutake Publishing, была мечта превратить один из островов Внутреннего Моря в образовательный центр, где дети всего мира могли бы обмениваться идеями и учиться бок о бок с представителями других культур. В 1980е Япония испытывала невероятный экономический подъём, и её элиты хотели всячески способствовать распространению японской культуры в остальной мир. Издатель встретился с тогдашним мэром Наосимы, Чикацугу Мияке, который увидел в этой затее прекрасную возможность для развития своего небольшого острова. Мужчины договорились о создании на Наосиме нескольких объектов в стиле современной архитектуры.
На протяжении следующих десятилетий, направление проекта немного изменилось. На острове один за другим отркылись уникальные музеи современного искусства, и теперь вместо детей, он привлекает профессионалов архитектуры и дизайна со всего мира.
* * *
Попасть на Наосиму можно только на пароме. Наверное я потому и не оказался тут раньше, что сюда не ходят прекрасные японские поезда. Ну то есть до парома конечно надо ехать железной дорогой - до станции Уно. Это чуть больше двух часов езды от Киото, или примерно полтора от Кобе. Паромы на Наосиму отходят несколько раз в день, и плывут мимо различных мелких островов Внутреннего Моря.
Увидев меня, одна из бабушек на нашем пароме спросила:
"А вы художник? Или может быть архитектор?"
"Ой нет, что вы!" ответил я "Я всего лишь программист - да и то, неполноценный!"
"А зачем тогда вы едете на Наосиму?" удивилась бабушка, "и откуда вы вообще о ней узнали?"
"Вот," показал я на Тоню. "Она у меня дизайнер, прочитала про этот остров в дизайнерских журналах, и сказала, что поедет в Японию только при условии, что мы побываем на уникальном дизайнерском острове."
Бабушка понимающе кивнула.
* * *
Наосима - остров небольшой, всего пару километров в ширину. Все интересные объекты находятся на его южой половине.
Лучший способ передвигаться здесь - на велосипеде. Остров можно проехать поперёк минут за двадцать. В порту, куда прибывают паромы, как раз есть два велопроката. Осторожно, тот из них, что ближе к терминалу возьмёт с вас на двести иен дороже, чем второй, который находится всего в десяти метрах от него!
Велосипеды можно взять обыкновенные (где-то $5-6 за день), или электрические, моторчик в которых помогает въезжать на многочисленные горки на острове. Прокат каких великов стоит около $15, и мы решили не шиковать. Несколько раз нам пришлось бо этом пожалеть, когда склоны оказались столь крутыми, что надо было спешиваться.
* * *
На Наосиме несколько "главных" музеев. Я музеи не люблю, и бываю в них крайне редко, но надо признать, что музеи Наосимы далеки от обычных залов покрытых картинами эпохи возрождения. Прежде чем показать вам их я должен познакомить вас с Тадао Андо.
Автор фото - Стив Маскер
Андо - японский архитектор-саомучка, который прославился на весь мир. Его стиль приравнивают к японским хайку, за то, что он использует очень простые материалы чтобы создавать замысловатые пространства, которые играют с перспективой, светом, и даже циркуляцией воздуха. Вот так выглядят стены большинство зданий Андо - они сделаны из панелей ничем не прикрытого бетона:
Но с помощью них он создаёт богатые и интересные помещения, в которых интересно находиться. Чем-то творчество Андо напомнило мне Лондонский брутальный Барбикан, он тоже сооружён из грубых материалов, и запуанных пространств. Но работа японского архитектора всё же отличается лёгкостью и изяществом, тогда как в Лондоне получилось нечто громоздкое и неповоротливое.
Здания Тадао Андо стоят сегодня по всему миру, и именно он является автором главных музеев Наосимы.
* * *
Начнём с первого, Benesse House Museum, открытого в 1990х. Примерно в то же время, компания Fukutake Publishing переименовалась в Benesse Corporation, музей назван её новым именем. Это огромное здание из бетона частично утоплено в землю. В самом центре его находится цилиндрический зал, изображённый на заглавной фотографии поста. В этом зале стоит одна инсталляция - огромный стенд с надписями, которые загораются в случайном порядке.
Каждая надпись состоит из глагола, и слов "and live" или "and die": "Смейся и живи"; "Люби и умри"; "Спи и живи" - Такие глубокие послания загораются на панели.
Перед ней стоят три стула, чтоб посетитель мог сидеть и смотреть на эту лотерею слов. Больше в этом зале особо ничего нет, кроме рампы, поднимающейся по его периметру, и несколько дверей.
Иногда кажется, что немногочисленные экспонаты - вовсе и не главное в музее. Запутанные пространства из бетона - лестницы, балконы, мостики, которые родились из воображения Тадао Андо - вот что самое интересное тут.
Хотя некоторые экспонаты всё же радуют - например вот эта "картина" из нескольких дюжин раздавленных садовых леек.
Управление музея старается не покупать у художников работы, а заказывает новые, с рассчётом на конкретное пространство, в котором они будут выставляться. Вот напирмер, галлерея чёрно-белых фотографий горизонтов разных морей, вывешенных на открытом воздухе, с видом на Внутреннее Море.
* * *
При музее Benesse есть ещё и дорогой дизайнерский отель, комнаты которого выходят на бетонный овал:
Разумеется и ето тоже проектировал Тадао Андо. В сети плавают невероятно красивые фотографии этого овала в сезон цветения сакуры, хотя у меня есть подозрения, что это фотошоп:
* * *
Второй главный музей Наосимы открылся в 2004 году. Называется Chichu Art Museum. Это пожалуй главная достопримечательность Наосимы.
Уже у входа в музей становится заметно, что Тадао Андо всячески издевается над понятиями традиционного пространства. Стены корридора, ведущего внутрь слегка скошены. Это производит у посетителя впечатление заваленного горизонта, хочется немного наклониться в обратную сторону, чтоб компенсировать "крен".
Кстати слово "Chichu" значит "в земле", и тут ребята не шутят. Если музей Benesse только частично закопан в землю, то Чичу практически весь находится в замысловатом подземном бункере построенном (конечно) из бетона, лишь с некоторыми отверстиями, выходящими на воздух!
Здесь ещё меньше экспонатов, чем в первом музее. Тут выставляются работы всего лишь трёх художников, один из которых - Клод Моне (в одном из залов висит картина лилий с его поместья в Живерни). Когда ходишь по запутанным корридорам Чичу, понимаешь - главный художник здесь именно Тадао Андо.
Вот один из немногих экпонатов музея - работа американца Уолтера Де Мария. Огромный гранитный шар стоит в зале, в окружении позолоченных брусков. А в потолке над им - отверстие для освещения. (Нетрудно найти это отверстие на фотографии музея с воздуха.)
Но, как я уже сказал - пространства подземного музея интересней его экспонатов.
Тут можно пару часов пробродить, несмотря на то, что "художеств" то всего три штуки.
Я остался очень впечатлён. (Только Тоне не говорите!)
* * *
Третий из "главных" музеев Наосимы, музей Ли Уфана, корейского минималиста. Музей небольшой, там, как и в Чичу всего несколько работ, зато гораздо менее интересное и запутанное здание. Оно тоже сделанно Тадао Андо, и вовсе не скучное, просто по сравнению с его другими музеями на острове не так сильно впечатляет.
Если и пропустить один из музеев Наосимы, то лучше не ходить к Ли Уфану. Хотя если есть время и деньги (вход стоит $10), можно заглянуть.
* * *
Ещё на Наосиме есть музей самого Тадао Андо. Он правда небольшой, и намного менее интересный, чем остальные.
В нём выставляются планы и макеты работ Андо, включая других музеев, о которых я писал выше. Так что если вас интересует архитектура, то смело идите.
* * *
Ой! Чуть было не забыл о самой важной инсталляции на Наосиме. Эта прекрасная красная тыква в горошек весёлая и жизнерадостная. Она появилась здесь впервые в 1994 году, и с тех пор стала символом острова. Её изображают на всех туристических безделушках которые продают на выходе из здешних музеев. (Попробуйте-ка сделать сувениры из бетонных плит Тадао Андо - у вас ничего не выйдет!)
В тыкву можно зайти, некоторые из её "горошинок" - на самом деле дырки, сквозь которые внутрь падает свет.
Автор этой тыквы - японская художница Яёй Кусама. Она обрела популярность ещё в 1960е, долгое время жила в Нью Йорке, и сильно повлияла на направление поп-арта. В том числе считается, что Энди Уорхол многое у неё перенял. Кусама сделала для Наосимы две тыквы - красная стоит недалеко от причала, куда приходит паром. А другая, жёлтая - на берегу с другой стороны острова.
Жёлтая поменьше, в неё зайти нельзя.
Посмотрите, автобусы, которые ходят по Наосиме раскрашены в горошек в честь этих двух тыкв. Один в честь красной, другой - жёлтой.
Даже паром, возящий туристов на Наосиму тоже в красный горошек.
Яёй Кусама после этого много где ещё использовала свои тыквы. Я как нибудь о ней ещё напишу, тем более, что мы случайно попали две недели назад на её выставку в Стокгольме.
* * *
Улицы деревушек Наосимы похожи на любую другую часть японского захолустья. Здесь так же течёт у дороги вода, стоят невысокие домики и смешные машинки.
Зато иногда различные объекты искусства попадаются вне музеев. Едешь например себе на велике, а вдруг на обочине гигантская мусорка стоит!
* * *
Вообще по острову кататься красиво. Преимущество велосипеда в том, что всегда можно остановиться если увидел что-то интересное. Даже если это хороший вид побережься с высоты утёса.
Внизу, на берегу моря один из туристических объектов - кажется это часть гостиницы при Benesse House.
Иногда едешь, а тут бац! Непонятно куда ведущая огромная лестница. Зачем её тут сделали?!
А оказывается, что под ней "кладовка", в которой лежат запасные гранитные шары для экспоната в музее Чичу. Нормальный такой склад.
Кажется - кто-то просто забыл миску на краю колодца. Однако это часть изначальной выставки экспонатов с 1990х годов, когда администраторы музеев решили не ограничивать выставки самими помещениями музеев, а разбросать экспонаты по всему острову.
Вот ещё одна работа, прямо возле главного причала. Автор - Соу Фудзимото.
Или эта. Не знаю что, это, но судя по кружочкам, наверное тут опять Яёй Кусама приложилась.
* * *
Какой смысл быть на острове, и не подойти к воде? Если вы хотите сделать перерыв от всего этого искусства, то на Наосиме есть прекрасные пляжи.
У воды стоят красивые каменные ворота-тории. Они как-то углубились в песок, из-за чего выглядят по-милому низкорослыми.
Туристы кладут на тории камешки. Не знаю, что это значит.
* * *
Все эти архитекторы и художники не могли не оставить след на остальных жителях маленького острова, которые явно набрались у них вдохновения, и решили свои городки тоже поддизайнить. На острове, где живёт менее пяти тысяч человек, дома стали приобретать более артистичный образ.
Недалеко от паромного причала открылась традиционная японская баня в нетрадиционно выглядящем домике:
* * *
А на другой стороне острова, жители решили влиться в общую тему дизайна, перестроив некоторые дома как арт-объекты.
Таких объектов на восточной части Наосимы шесть штук. Этот проект коллективно называют "Naoshima Art Houses". Можно купить один билет, чтоб посмотреть сразу все. Вот в этом доме сколоченном, как кажется из различных заплат прячется макет статуи свободы. Видите? Её голова виднеется через окно.
Вот она поближе. Сам дом изнутри выглядит так "заплатно" как и снаружи.
В доме неподалёку прячется огромный бассейн, на дне которого лежат неоновые счётчики. Яркие циферки меняются в темноте с различными интервалами.
Вот эта штука очень впечатлила. С виду похоже на обыкновенное святилище посреди сада камней.
Но если посмотреть ближе, видно, что ступеньки ведущие в павилион сделаны из грубых блоков стекла.
Когда мы нагляделись на это сооружение, смотритель отвёл нас вниз по склону холма, и предложил зайти в узкий тёмный корридор. (Разумеется его стены были сделаны из бетонных плит.)
Там, в конце этого прохода, мы увидели, что ступеньки лестницы продолжают спускаться вниз, а свет просачивается сквозь них сверху, освещая подземное помещение, на дне которого скопилась дождевая вода.
Другие три объекта тоже интересные, но там не разрешали фотографировать.
* * *
Жители Наосимы получили от такой трансформации не только постоянный поток туристических денег, но и новые общественные здания. Например в городке здесь построили новую школу, и вот такое огромное здание для коммунальных нужд. Этот деревянный Naoshima Hall больше походит на древний японский храм (например средневековый Тодай-Дзи в Наре,) чем на пространство где жители небольшого городка проводят свои общественные мероприятия.
Однако, когда мы заглянули внутрь, увидели с пол-дюжины местных бабушек весело готовивших что-то на общественной кухне и громко беседуя о чём-то своём, бабушкином.
Разве не здорово, что крутые архитекторы сделали такое красивое здение просто для местных бабушек?
* * *
А в остальном Наосима - обыкновенное японское захолустье. Если в поле зрения нет никаких холодных бетонных стен Тадао Андо, никаких весёлых горошин Аёй Кусамы, то можно легко забыть, что ты находишься на крутом дизайнерском острове. Эти старые деревянные дома такие же как те, что стоят в деревушках вдоль старой феодальной дороги Накасендо. Разве что необычно яркий норэн над дверью указывает на влияние понаехавших художников.
* * *
Я был очень рад тому, что Тоня затащила меня на Наосиму. Это уникальное место, каких в мире не так мого. Здесь маленькая традиционная Япония смешана с большим миром Будущего.
И это хорошая смесь.