Выглядели они примерно вот так. Но это неточно.
Разумеется ничего дельного они на этих машинах не делали. Ими и пользоваться то толком никто не умел, зато я приходил и играл на них в игры. Надо было только их найти!
Эти машины автоматом загружались в Norton Commander. Кто помнит этот приветливый синий экран, который спасал нас от страшной чёрной командной строки, до того, как появились Windows?
Мой алгоритм был прост. Я умел пользоваться стрелками, чтоб двигать курсор. Я знал, что вот эта большая кнопка странной формы активирует что-то. Знал, что если выбрать штуку, написанную БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, то появятся другие штуки, а если выбрать первую, которая "..", то можно вернуться назад. А ещё я знал, что если активировать что-то, заканчивающееся на "exe", то запустится какая-то программа. И, что самое главное - где-то десять процентов программ - это игры.
Не спрашивайте меня, почему советский вычислительный центр закупил на западе компьютеры с кучей игр. Я понятия не имею, но они там были, и их было много. Я ходил по каталогам не очень понимая, что я делал, и запускал всё подряд в поисках игрушек. Когда скучный текстовый режим сменялся яркой картинкой, я знал, что наткнулся на очередную игру. Из всех остальных программ можно было выйти, нажав во-о-он ту кнопку в верхнем левом углу.
Как сейчас подумаю, что кто-то будет такое делать с моим компьютером, запускать всё подряд, без разбора, очень страшно становится. Удивляюсь, как я им там всё не постирал тогда.
Всем компьютерным премудростям научил меня мамин коллега, Костя, единственный кроме меня человек, который трогал эти компы. Мне Костя казался взросленным дядькой, и я наверняка называл бы его по имени-отчеству, но весь мамин отдел называл его просто Костя, так что его отчества я не знал. Поэтому Костя был наверное первый человек, которого я называл на "вы", но в то же время без отчества.
Я нашёл много разных игр. Вот некоторые из них - может вы их тоже помните с детства?
Когда я попадал в новую игру я начинал экспериментировать с клавишами - обычно это были одни и те же кнопки. Со стрелками всё понятно. Вот эта длинная - чтобы стрелять или прыгать. И всегда надо проверить, не делают ли что интересное клавиши по бокам от неё. Как вы поняли, запоминать названия этих клавиш мне было ни к чему.
Самое главное, что показал мне Костя, это где найти лучшую игру в мире на свете, Prince of Persia. Она находилась отдельно от других игр, сам бы я её вряд ли нашёл.
Она была крута, потому что принц двигался как в мультике. Все его движения были чётко и реалистично прорисованы. (Позже, я узнал, что создатель, Джордан Мекнер, купил для этой цели видеокамеру и снял, как бегает и прыгает его младший брат!) Плюс герои сражались на настоящих мечах!!!
Для тех, кто не знает, в это время в советских игровых автоматах до сих пор можно было играть разве что в Морской Бой и Городки. А тут, принц, бегающий по зловещему подземелью, сражается со злодеями. Короче я залип.
* * *
Однажды Костя сидел и пытался что-то сделать с Нортон Командером. Благо компьютеров было два, и его работа не мешала моему спасению принцессы от злого визиря. В руках у него была книжка - руководство по программе на английском, а на столе лежал англо-русский словарь.
"Не могу понять, как вернуть сюда галочку," сказал Костя в никуда. Сейчас я понимаю, что он впервые столкнулся с чекбоксом, которые в Нортон Командере выглядели вот так:
"Я уже навёл на это поле курсор, теперь не понимаю, что надо сделать, чтобы в этой коробочке появился икс. И икс пробовал нажимать, и Ввод, ничего не помогает."
Я не обращал внимания, продолжил играть, а Костя углубился в книжечку, иногда сверяясь со словарём. Через какое-то время он воскликнул:
"Ага! Вот. Надо нажать... Тут непонятно." Он снова взялся за словарь. "Космос... пространство. Не понимаю. Бар в космосе?"
При слове "космос" я навострил уши.
"А что такое бар?" спросил я.
"Ну это такая пивная," объяснил Костя. "Кабак. Но это бессмыслица. Что за космический кабак?"
Я тут же представил себе космический кабак, и вдруг жутко заинтересовался Костиным занятием.
Тем более, что мой принц только что в очередной раз трагически погиб.
"Дайте я попробую," предложил я Косте. Он был занят тем, что сверял инструкции со словарём, и отвлечённо махнул в сторону компьютера: "Валяй."
Я потянулся к его клавиатуре, и нажал первую клавишу, которую всегда нажимал в новой игре - вон ту длинную снизу. В коробочке появилась буква икс, и Костя восторженно выкрикнул "Ха! Пробел?! Но почему спэйс? При чём тут космос?!"
Через пару секунд в кабинет заглянула моя мама - она пришла на крик, проверить всё ли в порядке.
"Да, всё нормально! А твой Лёвка молодец - думаю, хорошим программистом станет."
* * *
С того дня, я ни разу не сомневался насчёт своей будущей карьеры.
Ещё: Как вышло, что я работаю три дня в неделю и Что я делаю в остальное время.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →