С девятого мая, когда он был уволен, в прессе появлялись различные истории того, как Трамп якобы оказывал на него давление, и вот наконец Коми смог своими словами рассказать что же было, и ответить на вопросы сенаторов обеих партий.
Давайте быстренько освежим в памяти главные пункты этой истории. Тут в принципе можно много углубляться, так что я оставлю за скобками некоторые вещи менее связанные с главным направлением этой истории. Тут будет много текста, но, думаю в итоге будет ясно примерно что к чему.
Как я уже писал, Джеймс Коми фигура довольно противоречивая. И у республиканцев, и у демократов были свои причины его недолюбливать.
Главная претензия сторонников Хиллари Клинтон заключается в том, что за пару недель до выборов, директор ФБР направил письмо в конгресс, извещая его о возобновлении расследования по скандалу с имейлами бывшего госсекретаря. Через несколько дней оказалось, что расследовать по новой нечего, однако многие демократы, и сама Клинтон считают, что непоправимый ущерб уже был нанесён изначальным заявлением - у публики в очередной раз создалось впечатление что Клинтон что-то где-то намухлевала, и вообще, нет дыма без огня.
В последние дни перед выборами, когда все ещё ожидали победу демократов, было много шума на тему того, что первым делом Президент Клинтон должна будет уволить Коми. Но, как мы помним, в начале ноября сторонники Клинтон (и я в их числе) были жестоко разочарованы её поражением.
Что до республиканцев, они точили зуб на Коми ещё с прошлого лета, когда он изначально объявил о закрытии расследования по делу Клинтон, так и не возбудив против неё дела. Как можно было отпустить явную преступницу, возмущались сторонники Трампа.
И вот, начало мая. Трамп только что отпраздновал сто дней президентства. ФБР ведёт расследование по вмешательству России в предвыборную кампанию в США, и говорит, что в рамках этого изучает возможные связи участников кампании Трампа с российской стороной. Из-за обмана насчёт этих самых связей уже уволен Майкл Флинн (он пробыл на посту советника президента по госбезопасности рекордно короткие 24 дня.)
И девятого марта приходит неожиданная новость. Коми уволен. Поясняя своё решение, Трамп ссылается на письма Генпрокурора и его заместителя, формальных начальников директора ФБР. В этих письмах они нелестно отзываются о Коми из-за его поведения во время расследования по клинтонским имейлам. Трамп напоминает всем, что он давно говорил - Коми отнёсся к этим вопросам непрофессионально, за это и уволен.
Такая причина сразу выглядит неубедительной - ведь сотрудники прокуратуры считают что Коми был неправ, критикуя Хиллари Клинтон, во время заявления о том, что ФБР не будет возбуждать на неё уголовное дело. А Трамп считает, что проблемно само невозбуждение дела! То есть они недовольны по диаметрально разным причинам.
Через пару дней выходит интервью, где Трамп заявляет, что решение по увольнению Коми он принимал сам, ещё до того как получил письма из генпрокуратуры. По его словам, Коми был уволен за то, что выпендривался (видно имеется в виду его недавнее выступление перед конгрессом), и потерял уважение своих сотрудников.
Но с этой версией проблема: Коми должен был в тот же день снова давать показания в конгрессе, а так как он уволен, вместо него выступает временно исполняющий обязанности директора ФБР Эндрю Маккэйб, бывший зам Коми. Он говорит о Коми много лестных вещей, в том числе о безупречном профессионализме, и повсеместной поддержки среди агентов ФБР. Кажется, это прямо противоречит словам президента.
Почему же Трамп на самом деле уволил Коми? Ответ на этот вопрос Трамп даёт в неожиданном контексте. Встречаясь десятого мая в Белом Доме с Лавровым и Кисляком, он говорит им, что уволил Коми, потому что тот был настоящим сумасшедшим, что на него, Трампа, было много давления в связи с этой "российской историей", но теперь, с уходом Коми, оно спадёт. Почему Трамп решил поделиться этой информацией с российскими коллегами, и знал ли, что эти высказывания рано или поздно попадут в прессу неизвестно.
Известно лишь то, что давление не спало, а скорее наоборот. Неожиданно для себя став частным гражданином (о своём увольнении он узнал из телевидения), Коми начал действовать. Оказывается, он в самом начале года решил вести подробные записи своего общения с Трампом один на один, и теперь содержимое этих записей стало просачиваться в СМИ. А общения было необычно много.
Считается, что ФБР должно исполнять свою работу независимо от политики. У директора Бюро даже есть установленный конгрессом срок службы - десять лет. Президент всё равно в праве уволить его раньше, но из-за существующего срока, такие увольнения вещь крайне редкая - до нынешнего случая это случалось лишь однажды, в 1993 году (да, тогда в Белом Доме был Билл Клинтон!) Из-за независимой роли ФБР, общение его директора с главой государства, особенно без свидетелей - история как правило редкая. Например тот же Коми общался наедине с Обамой лишь дважды, и то, одна из этих бесед была в конце 2016 года, когда президент вызвал его чтобы попрощаться.
На этом фоне, странным выглядит, то, что Коми провёл с начала месяца девять частных разговоров с президентом: шесть из них по телефону, и три - живьём. Инициатором всех их, по если верить Коми, был сам Трамп.
Впервые они встретились ещё до инаугурации. Тогда директор ФБР заверил будущего президента, что его ведомство на данный момент расследует самого Трампа. Уже тогда Коми принял решение подробно записывать содержание всех своих бесед с президентом. Делал он это не с помощью аудиозаписи, а на компьютере, по памяти записывая смысл сказанного и некоторые ключевые цитаты, сразу по окончанию встречи.
И вот, за последний месяц, одна за другой, содержание этих бесед стали появляться на страницах Нью Йорк Таймс и Вашингтон Пост.
Первое о чём мы узнали: оказывается в конце января, только что вступивший в должность Трамп вызвал Коми к себе в Белый Дом на ужин. Коми был крайне удивлён тому, что никого кроме них за столом не было. В процессе еды Трамп как бы невзначай рассказал Коми, что много человек хотели бы занять должность директора ФБР, но Трамп рад, что Коми остаётся на своём посту. И да, новый президент хотел бы рассчитывать на его лояльность директора ФБР. На это Коми ответил, что Трамп может ожидать от него честность. "Как насчёт честной лояльности?" поднажал Трамп, который любит торговаться. На это Коми дал своё согласие. Думаю, каждый из мужчин понял это обещание по-своему.
Их следующая встреча наедине была в середине февраля. Коми пришёл в Белый Дом вместе с другими высокопоставленными чиновниками на встречу, но после неё Трамп выгнал всех из кабинета. "А вас, Коми, я попрошу остаться" (скорее всего он так не сказал, но смысл был такой). Накануне Трамп уволил под давлением Майкла Флинна, и сейчас, оставшись наедине с главой ФБР хотел поговорить именно о нём. Ведь помимо увольнения, Флинн попал под расследование - он не раскрыл свои иностранные связи (например гонорар выплаченный за участие в банкете Раша Тудей в Москве), когда подавал на допуск к гостайне.
"Флинн хороший парень," сказал тогда Трамп (здесь одна из тех цитат, которые Коми записал дословно). "Надеюсь вы сможете это дело бросить, отпустить Флинна." Не желая спорить с начальством, Коми согласился, что Флинн хороший парень, но дела бросить не обещал. Он был шокирован такой просьбой президента. Как я уже написал, ФБР считает себя независимым от политиков агенством. И с этой точки зрения просьба президента была беспрецедентной.
Есть страны, где расследывания и судебные дела открываются и закрываются по звонку сверху, но в США всё работает по-другому. Намёк Трампа на то, что неплохо было бы расследывание закрыть, пусть даже он не был прямым приказом, был истолкован Коми как серьёзный наезд на независимость ФБР, и он знал, что будь на то нужда, его много кто поддержит в этой позиции. Он снова записал суть разговора, но решил не распространять его пока слишком широко, чтоб дать своим подчинённым шанс добросовестно продолжать расследывание Флинна.
Другие примечательные разговоры Коми и Трампа прошли по телефону в конце марта и середине апреля. Трамп звонил попросить, чтоб ФБР публично озвучило, что не расследует его лично. "Над моей администрацией висит облако. Помогите мне его рассеять." Коми сопротивлялся. "Если мы так сделаем," говорил он, "нам придётся делать публичное заявление, если вдруг расследование коснётся вас. Думаю, никто не хочет загнать нас в такую ситуацию."
И вот, на фоне всего этого, Коми пришёл сегодня давать показания в Сенате. Он отвечал на вопросы сенаторов около двух с половиной часов, давал чёткие, понятные ответы, где это было возможно, и прямо отказывался отвечать в некоторых местах. Пересказывать их не имеет смысла, уверен есть те, кто лучше меня это сделает. Много было сказано в подтверждение различных версий общения из СМИ, пару заблуждений удалось разобрать. Главное, что произошло - это то, что Коми подтвердил все перечисленные выше беседы, и прямым текстом сказал, что считает, его уволили из за расследования по России.
Если вы понимаете по-английски, можете посмотреть эти открытые слушания вот тут:
Но самое смешное, что случилось в ответ на это выступление Коми это то, чего не случилось. Весь день все ждали, что Трамп обязательно выложит себе в Твиттер какой нибудь грубый ответ, опускающий обидчика. Но очевидно, адвокаты забрали у Трампа мобильник, и он весь день подозрительно молчал.
Будем надеяться, это временно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →