В период Наполеоновских войн, Голландию захватили французы. Британцы опасаясь, что Цейлон тоже передадут в правление Франции, выгнали голландцев, и воссоединили остров в свою империю в 1796 году. Первый британский губернатор, наместник Ост-Индийской Компании тут же запретил частное производство корицы, сделав её монополией... вы не поверите: Ост-Индийской Компании!
К сожалению, к началу 1800 годов цена на корицу сильно упала, и это не был уже такой прибыльный товар как раньше. А тут ещё экономический кризис в 1830х годах. Рентабельность коричных плантаций резко упала, и британцам надо было переходить на что-то новенькое. И этим новеньким стал(о?) кофе.
Уже к 1840 году кофе вытеснил(о?) корицу как главный урожай Цейлона. Как говорят в таких случаях, ничего не предвещало беды. Этой бедой стала грибковая инфекция hemileia vastatrix, которая поразила практически все кофейные плантации острова, и уничтожила всю индустрию в начале 1870х.
Плантаторам пришлось снова менять профиль. Некоторые экспериментировали с какао и хиной, но эти растения не прижились, и рано или поздно все пришли производству чая. Чай на Цейлон тайком завезли из Китая в первой половине XIX века (как мы помним, весь чай в мире происходит из Китая). Одним из первых чайных плантаторов был Джеймс Тейлор - он начал свою плантацию ещё в 1867 году. Он же, в 1890 поставил в Британию первый урожай.
Та первая партия цейлонского чая продалась за сумасшедшие деньги - 25 с половиной фунтов стерлинга за один фунт. В современных деньгах это почти четыре с половиной тысячи долларов за меньше чем 500 граммов чая! Но таким роскошным ценам не было суждено продержаться долго.
Виной тому был этот человек. Узнаёте его?
Хотя, я бы тоже наверное не узнал. Может вот так, в фуражке, и на красном фоне он будет вам более знаком?
Это уроженец Шотландии, Томас Липтон. Во второй половине XIX века, он открыл свою первую бакалейную лавку, а через несколько лет владел целой сетью небольших магазинчиков по всей Великобритании, и даже в США. В 1890 году Липтон приехал на Цейлон в поисках чая. Он хотел наладить прямые поставки в свои магазины, чтобы миновать посредников, и снизить за этот счёт цены.
До тех пор чай был роскошью для богатых, цены держались высокими из-за количества посредников, через руки которых чай проходил по пути из Азии. Липтон же купил несколько плантаций, и сам организовал все поставки. Таким образом он смог сильно понизить цену - фунт чая он продавал за полтора шиллинга (где-то $8.50 в наше время). Его конкуренты же продавали чай в два раза дороже.
Вскоре Липтон понял, что может заработать на чае больше, чем на своих магазинах. Компания Lipton существует до сих пор (в 1970х была приобретена компанией Unilever).
Вы наверняка пили их чай в пакетиках! Точно помню, что это был первый пакетированный чай, который я увидел по приезду в Америку из СССР. Тогда чайные пакетики показались мне роскошью капиталистического строя!
Именно Липтон помог донести чай до рабочих масс, сделать его пролетарским напитком. Заодно он прославил конкретно Цейлонский чай на весь мир.
Сегодня на острове большое количество чайных плантаций, урожай является главным экспортом страны.
К чему я вам всё это рассказываю? Да просто решил смотать в