Вместо этого, поговорим о многовековых поисках южных земель, которые люди в разные периоды истории называли множеством разных имён: Terra Australis Incognita, Магелланика, и, наконец, Антарктида.
Этот пост я основал на лекции, которую провёл во время нашей Антарктической экспедиции один из членов команды, Артем. У него разумеется всё рассказ был детальней и интересней, я же перескажу по памяти лишь то, что мне удалось запомнить.
Существование южных континентов предположили ещё во времена древних греков. Античные мудрецы использовали для этого железную логику: В какой-то момент им стало ясно, что наша с вами Земля имеет форму шара. Им было очевидно, что они хотят по верхней его части (ведь их ноги были внизу!)
Значит, предполагали они, все известные нам земли находятся в верхнем полушарии. Но если Земля не переворачивается, а остаётся в равновесии, значит на нижней стороне глобуса тоже должна быть земля, которая балансировала бы земной шар.
Живший во втором веке нашей эры римский учёный, Клавдий Птолемей, называл это Неизведанной Южной Землёй - Terra Austrails Incognita. Он сделал важный вклад в изучение географии, издав большой труд, который так и назвал - География. В восьми томах книги Птолемей описал метод составления карт, и, следуя этому методу, составил подробное подробное описание известных античным людям земель, дополнив труд своими предположениями о землях неизведанных.
Работа Птолемея дошла до наших дней только в виде поздних копий, однако есть довольно хорошее представление карты известного мира, какой её представляли себе светлейшие ума той эпохи:
Мы видим, что Средиземноморье и Ближний Восток изображены здесь довольно верно. Однако чем дальше от центра Римской Империи, тем менее точной становится карта. Любопытно заметить, что Птолемей считал Индийский Океан внутренним морем. Он думал, что на юге неизведанная часть африканского континента расширяется, и окружает его, соединившись с Азией.
Эта огромная предполагаемая масса земли и называлась Птолемеем Terra Incognita Australis. Её очертания были просто выдуманы, и не основывались ни на каких конкретных данных.
В средневековье к Географии Птолемея появился возобновлённый интерес. В самом начале XV века, картографы начали воспроизводить древние карты на основании данных в книге, и дополняя их информацией от европейских путешественников, таких как Марко Поло. Мы видим, что общие очертания берегов остались неизменными, хотя появилось множество деталей. В частности, такими же остались и очертания южных земель.
Однако, эту картину мира пришлось резко пересмотреть, когда в конце XV, начале XVI веков началась эпоха Великих географических открытий. Колумб пересёк Атлантический Океан, и достиг берегов Америки, португальцы достигли и обогнули мыс Доброй Надежды, а Магеллан совершил кругосветное путешествие. Всё это показало, что океаны мира больше, чем раньше представлялось.
Исследователи показали, что Африка - отдельный континент, что Индийский океан соединён с Атлантическим, а значит, Неведомые Южные Земли (в существовании которых никто разумеется не смел сомневаться), просто меньше, чем наука думала. За это время успел выйти Атлас Миллера, где Терру Инкогниту пририсовали к Бразилии. Но не беда - Магеллан, во время своего путешествия обогнул Южную Америку, пройдя по проливу, который назовут его именем. Однако южнее он видел землю, над которой то тут, то там поднимался дым.
Нет дыма без огня, рассудили испанцы, и назвали эту землю "Огненной Землёй". Им казалось очевидным, что именно это и является самым северным краем огромного Южного Континента, который наверняка продолжается до самого полюса.
Частью того же материка европейцы сочли и острова Индонезии, которые тогда ещё не толком исследовали. Терра Инкогнита слегка уменьшилась, но продолжала рисоваться на картах в виде огромного континента.
Но вскоре Terra Australis была далее урезана, когда выяснилось, что Индонезия всё же состоит из нескольких отдельных островов, а не является частью большого континента.
Тем не менее, для огромного Южного материка на земном шаре оставалось ещё очень много места, что было отражено на картах той эпохи.
Географы соревновались друг с другом, кто сможет детальней и интересней выдумать очертания неуловимого континента. При этом, разумеется, никакой информации об этих побережьях у них не было, и быть не могло, очертания южного континента на картах того времени, не более чем выдумки их авторов.
Однако, размеры Terra Incognita Aurtralis продолжали сжиматься. На протяжении XVI и XVII веков всё новые и новые экспедиции заходили южнее и южнее, отодвигая предполагаемые берега Терры Инкогниты всё ближе и ближе к южному полюсу. Каждый новый клочок земли казался его первооткрывателям тем самым крайне северным берегом Магелланики (как начали называть южый континент).
Но вскоре и эту сушу огибали с юга, показав, что это всего лишь очередной остров. И процесс продолжался снова.
Сильный удар по размеру Магелланики нанёс англичанин Фрэнсис Дрейк. После проходя через Магелланов пролив в 1578 году, его корабль попал в сильный шторм, и был унесён на много миль южнее.
Моряки поняли, что и Огненная Земля является ни чем иным, как небольшим островом, а Тихий и Атлантический океаны соединяются на юге от мыса Горн. Так был открыт пролив Дрейка, который и получил имя англичанина.
Но и это не убедило исследователей мира бросить поиски южных земель. Картографы снова пожали плечами, и в очередной раз начали рисовать воображаемый континент ещё немножко меньше. Терра Инкогнита, продолжая уменьшаться, появлялась на картах мира и в начале XVIII века.
По иронии судьбы, именно тот человек, который чуть было не достиг берегов сегодняшней Антарктиды, и развеял миф о существовании южного континента на много лет. Капитан Джеймс Кук, исследуя в 1774 году южные воды, был где-то в ста милях от материка, но не смог двигаться дальше на юг из-за большого количества льда. Он доказал, что если Южная Земля и существует, то она гораздо меньше, чем ранее предполагалось, и скорее всего слишком холодная для того, чтоб там обитали люди.
После этого путешествия Кука, Терра Инкогнита на полвека исчезла с карт мира:
Более того, звание Южной Земли (Australis) было теперь присвоено гораздо более северной и невеликой Австралии - многие учёные потеряли надежду найти когда-либо крупную землю ещё южней.
Прошло 45 лет, прежде чем российская экспедиция, под начальством капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена всё таки достигла берегов Антарктиды. Россияне увидели антарктические берега в январе 1820 года, хотя они и так и не высадились на открытый материк.
Сегодня открытие Беллинсгаузеном Антарктиды всемирно признанный факт. За это его именем названа российская научная станция на острове Кинг Джордж, которой скоро исполнится 50 лет.
После этой экспедиции, Южный Материк снова появился на картах мира, правда уже не с выдуманными очертаниями, которые ему приписывали картографы на протяжении многих веков, а с настоящими, исследованными контурами.
Вот так, Антарктида на протяжении многих веков уменьшала свою территорию, а потом и вовсе прекратила существование на почти 50 лет!