Чтобы увидеть это мне для этого пришлось покупать недешёвую путёвку в маленькое гималайское государство, а потом карабкаться пару часов по горной тропе. Вам же достаточно всего лишь прочитать этот пост.
1. Монастырь Пхаджодинг находится в горах рядом со столицей Бутана, городом Тхимпху. Автодороги туда не ведут, надо подниматься пешком. Это крутой подъём, занимающий около двух часов. За это время посетитель набирает несколько сотен метров высоты! Мало того, что тропа довольно крутая, но всё это находится на высоте трёх - трёх с половиной километров над уровнем моря, то есть неподготовленному туристу по пути будет постоянно не хватать кислорода.
При этом, несмотря на высоту, большинство подъёма происходит в лесу - в Бутане одна из самых высоких линий леса в мире, так что горы здесь покрыты лесами хорошо за три км над уровнем моря. (Сравните это с тем, как выглядит гора Фудзи в Японии на такой же высоте!)
2. Монастырь Пхаджодинг был основан в далёком XIII веке. Хотя, как обычно бывает с азиатскими храмами и монастырями, его нынешние здания гораздо новее - большинство из них построены в XVIII веке, и скорее всего не раз подлежали довольно серьёзной реставрации.
3. Монастырь гордо сидит на склоне горы, с отличным видом вниз на долину. Там внизу прекрасно видна вся столица Бутана. А ещё, хорошо видно, что окружающие горы практически целиком покрыты лесами. Признаюсь, собираясь в Бутан, я не так себе представлял Гималаи.
4. Поднявшись до уровня монастыря, мы всё же увидели вдалеке заснеженные пики "настоящих" гор.
"Это Эверест?" пошутил Доктор. "Я ожидал, что тут все горы будут так выглядеть!"
5. Но вернёмся к монастырю. На сравнительно плоской местности здесь построено несколько зданий в традиционном бутанском стиле. Здесь живут, учатся, молятся монахи. Они суетятся между этих домиков в своих красных халатах, выполняя какие-то повседневные дела.
6. На территории монастыря много собак. Вообще, в Бутане повсюду много собак (есть места, где их нет, но об этом мы в другой раз поговорим).
7. Как правило на собак никто не обращает внимания. Исключением являются самые молодые мальчишки (да, есть и такие монахи!) которые находят в псах игровых товарищей, подкупая их лояльность различными вкусняшками.
8. Как и среди монахов, среди собак тоже встречаются совсем молодые!
9. Во время нашего визита в гости к монахам пожаловали солдаты. Некоторые из них поднимались в гору одновременно с нами.
10. Каждый из них притащил наверх какой-то груз в этих оранжевых рюкзаках. Я так и не понял толком, что это было. С виду содержимое напоминала жестяные бадьи с маслом для церемониальных светильников (неужели по поводу Хануки?!)
11. Для более капитальных грузов в монастырь ведёт грузовая канатная дорога - одинокий трос тянется вниз над узкой просекой.
12. По нему ездит удивительный драндулет-подъёмник, который выглядит, как будто он способен прихватить небольшое количество досок в один заход.
13. Никогда раньше не видел таких, это просто громко-тарахтящий мотор, который тянет по тросу собственный вес, и заодно может поднять ещё какие-то грузы. Выглядит очень любопытно.
14. Большинство монахов здесь - подростки. Родители отправляют таких мальчишек в монастырь в раннем возрасте. Это один из способов не заботиться об образовании и содержании сына - наверное неплохой выход для бедных многодетных семей. В монастыре парень учится, работает, получает кров и еду (об этом сейчас поговорим). До восемнадцати лет такой ученик может решить вернуться в светскую жизнь, ко всем соблазнам современного Бутана. А потом монахи принимают обет, и вроде как связывают свою судьбу со служением Будде навсегда.
Если честно, я не знаю, что будет, если взрослый монах решит отречься от такой жизни.
15. Когда ты не последний человек в своём монастыре, можешь себе позволить сидеть с видом на столицу внизу, и тупить в телефон. (Тут наверху отличная связь 4G.) А ещё у тебя будет специальная шапочка, чтоб солнце в глаза не било, пока ты считаешь лайки на Фейсбуке.
16. Ладно, пошли на кухню, посмотрим, как у этих ребят устроен быт. Разумеется, всё тут коммунальное, и приготовлением еды занимаются сами ученики-монахи. Насколько я понял, у них дежурство по кухне. Это кстати современная версия кухни, с плитой для чайника.
17. А "главная" кухня выглядит вот так: кажется, на огне варится рис (могу ошибаться), тут же стоит кран с фильтром для воды. Посудины все огромные, так как кормить надо много людей.
18. А вот как выглядит обед. Все высаживаются рядами в "столовой". У каждого есть миска для еды и чашка для чая с молоком. Никаких вилок/ложек, или даже палочек нет, ребята едят руками.
Меню разумеется вегетарианское, в основном это варёный рис, и какие-то овощи. Мы ели в соседней комнате, в похожих условиях. Правда, нам дали с едой мясо и вилки. Но я уже писал о том, как в Бутане обстоят дела с мясом.
19. Особо козырным ребятам (или может это сами дежурные?) дозволенно есть прямо на кухне - у них явно более богатый ассортимент.
20. После обеда в столовой на полу остаётся много риса. Думаю дежурные по кухне потом за всеми убирают.
21. Один самый умный парень додумался взять миску с едой на улицу, чтоб насладиться прекрасными видами. Хотя, если тут постоянно жить, наверное виды быстро перестают казаться чем-то особенным.
22. Ладно, пошли внутрь монастыря, посмотрим на то, в каких условиях живут эти монахи. В центре всего стоит храм, где строго запрещена обувь и фотосъёмка. Но в общем это обыкновенный буддийский храм.
23. А вокруг него стоит двухэтажное здание с общежитием, в котором живут молодые монахи.
24. Все комнатки выходят дверьми в крытые деревянные галереи - наверное на случай дождя или снега, чтоб можно было хоть шаг сделать за порог, прежде чем подвергаться неистовству стихии.
25. Что любопытно, двери закрываются на засов и замок - снаружи. Я надеюсь, что ребят не запирают внутри своих комнат, но побоялся спросить.
26. На дверях висят бумажки с номерами комнат, и именами обитателей. Тут почему-то на бумажке написано "Комната 11", хотя на двери красуется огромная семёрка. В большинстве комнат монахи живут втроём.
27. Я попросил заглянуть внутрь. Вот как выглядит жилое пространство на три человека. У каждого свой матрасик и бельё - прямо скажем, не первой свежести. Наверное место слева считается козырным, потому что можно встать и выйти, не беспокоя соседа.
В узком проходе между матрасами стоит электрически обогреватель. Разумеется, никакого центрального отопления тут нет. Парни вешают на стены рисунки, украшают таким образом "свои" стены. Видно, что обитателю матраса справа чуждо искусство.
28. Чтоб вы не подумали, что эти комнатки узкие но длинные, здесь видно, сколько места остаются от "ног" матрасиков до противоположной стены. При этом там установили нечто на подобие стенного шкафа, куда складывают одеяла. Думаю, что в цветных пластмассовых контейнерах лежат школьные принадлежности, и другие личные вещи парней.
29. А ещё в стену вбиты гвозди, куда можно вешать школьные рюкзаки. Кстати, эти рюкзаки - самое приличное, что я увидел внутри комнатки.
30. Обитатели комнаты номер 16 счастливчики, потому что их только двое! Нам не удалось посмотреть на их роскошные условия, так как дверь была закрыта на замок.
31. Неудивительно, что большинство времени ребята проводят вне своих комнатушек.
32. Молодые монахи (с виду им лет по девять) что-то делают с грудой монашеских одежд на крыше общаги. Может просто играются так, а может раскладывают бельё, чтоб оно высохло.
А, ну и про удобства. Они на улице. Фотографировать их я не стал, но вы можете себе представить уборную в лучших деревенских традициях. Прямо скажем, до высокотехнологичных японских унитазов там как до Луны.
Но что самое любопытное, все эти люди счастливы - находят радость в каких-то повседневных мелочах. Если честно, мне трудно примерить на себя такую жизнь. Хотя может кому-то покажется, что на Бёрнинг Мэне мы живём почти так же. А вы могли бы в таких условиях жить?