levik (levik) wrote,
levik
levik

Categories:

О персидских принцах и космических кабаках

Когда мне было лет 11 я повадился ходить после школы к маме на работу. Мы жили тогда в Москве, мама работала в вычислительном центре какого-то строительно-рассчётного учреждения, и им туда зачем-то закупили пару американских компьютеров. Все сотрудники центра работали на терминалах, подключеных к одному мейнфрейму, а тут два PC, довольно продвинутой для 1990 года комплектации, особенно в СССР!


Выглядели они примерно вот так. Но это неточно.

Разумеется ничего дельного они на этих машинах не делали. Ими и пользоваться то толком никто не умел, зато я приходил и играл на них в игры. Надо было только их найти!

* * *

Карты на стол: Этот пост впервые вышел в моём блоге два с половиной года назад. Если вы (вдруг!) его уже читали, обязательно напишите мне в комментариях, чтоб я перестал выкладывать повторы. А если не читали, и вам нравится, что я стал иногда повторять некоторые посты из прошлого - тоже напишите.

* * *

Так вот, эти компьютеры автоматом загружались в Norton Commander. Кто помнит этот приветливый синий экран, который спасал нас от страшной чёрной командной строки, до того, как появились Windows?



Мой алгоритм поиска игр был прост. Я умел пользоваться стрелками, чтоб двигать курсор. Я знал, что вот эта большая кнопка странной формы активирует что-то. Знал, что если выбрать штуку, написанную БОЛЬШИМИ БУКВАМИ (теперь я знаю, что это были каталоги, или папки), то появятся другие штуки, а если выбрать первую, которая "..", то можно вернуться назад. А ещё я знал, что если активировать что-то, заканчивающееся на "exe", то запустится какая-то программа. И, что самое главное - где-то десять процентов программ - это игры.

Не спрашивайте меня, почему советский вычислительный центр закупил на западе компьютеры с кучей игр. Я понятия не имею, но они там были, и их было много. Наверняка пиратские. Я ходил по каталогам не очень понимая, что я делал, и запускал всё подряд в поисках игрушек. Когда скучный текстовый режим сменялся яркой картинкой, я знал, что наткнулся на очередную игру. Из всех остальных программ можно было выйти, нажав во-о-он ту кнопку в верхнем левом углу.

Как сейчас подумаю, что кто-то будет такое делать с моим компьютером, запускать всё подряд, без разбора, очень страшно становится. Удивляюсь, как я им там всё не постирал тогда.

Всем компьютерным премудростям научил меня мамин коллега, Костя, единственный кроме меня человек, который трогал эти компы. Мне Костя казался взросленным дядькой, и я наверняка называл бы его по имени-отчеству, но весь мамин отдел называл его просто Костя, так что его отчества я не знал. Поэтому Костя был наверное первый человек, которого я называл на "вы", но в то же время без отчества.

Я нашёл много разных игр. Вот некоторые из них - может вы их тоже помните с детства?



Когда я попадал в новую игру я начинал экспериментировать с клавишами - обычно это были одни и те же кнопки. Со стрелками всё понятно. Вот эта длинная - чтобы стрелять или прыгать. И всегда надо проверить, не делают ли что интересное клавиши по бокам от неё. Как вы поняли, запоминать названия этих клавиш мне было ни к чему.

Самое главное, что показал мне Костя, это где найти лучшую игру в мире на свете, Prince of Persia. Она находилась отдельно от других игр, сам бы я её вряд ли нашёл.



В Принца можно было залипать очень долго (как мне казалось). Сейчас то я понимаю, что каждая игра не могла длиться больше часа.

Она была крута, потому что принц двигался как в мультике. Все его движения были чётко и реалистично прорисованы. (Позже, я узнал, что создатель, Джордан Мекнер, писал игру четыре года. Он купил для этой цели видеокамеру и снял, как бегает и прыгает его младший брат!) Плюс герои сражались на настоящих мечах!!!

Для тех, кто не знает, в это время в советских игровых автоматах до сих пор можно было играть разве что в Морской Бой и Городки. А тут, принц, бегающий по зловещему подземелью, сражается со злодеями. Короче я полностью погрузился в персидские подземелья и дворцы.

* * *

Однажды Костя сидел и пытался что-то сделать с Нортон Командером. Благо компьютеров было два, и его работа не мешала моему спасению принцессы от злого визиря. В руках у него была книжка - руководство по программе на английском, а на столе лежал англо-русский словарь.

"Не могу понять, как вернуть сюда галочку," сказал Костя в никуда. Сейчас я понимаю, что он впервые столкнулся с чекбоксом, которые в Нортон Командере выглядели вот так:



"Я уже навёл на это поле курсор, теперь не понимаю, что надо сделать, чтобы в этой коробочке появился икс. И икс пробовал нажимать, и Ввод, ничего не помогает."

Я не обращал внимания, продолжил играть, а Костя углубился в книжечку, иногда сверяясь со словарём. Через какое-то время он воскликнул:

"Ага! Вот. Надо нажать... Тут непонятно." Он снова взялся за словарь. "Космос... пространство. Не понимаю. Бар в космосе?"

При слове "космос" я навострил уши.

"А что такое бар?" спросил я.

"Ну это такая пивная," объяснил Костя. "Кабак. Но это бессмыслица. Что за космический кабак?"

Я тут же представил себе космический кабак, и вдруг жутко заинтересовался Костиным занятием.



Тем более, что мой принц только что в очередной раз трагически погиб.

"Дайте я попробую," предложил я Косте. Он был занят тем, что сверял инструкции со словарём, и отвлечённо махнул в сторону компьютера: "Валяй."

Я потянулся к его клавиатуре, и нажал первую клавишу, которую всегда нажимал в новой игре - вон ту длинную снизу. В коробочке появилась буква икс, и Костя восторженно выкрикнул "Ха! Пробел?! Но почему спэйс? При чём тут космос?!"

Через пару секунд в кабинет заглянула моя мама - она пришла на крик, проверить всё ли в порядке.

"Да, всё нормально! А твой Лёвка молодец - думаю, хорошим программистом станет."

* * *

С того дня, я ни разу не сомневался насчёт своей будущей карьеры.

Ещё: Как вышло, что я работаю три дня в неделю и Что я делаю в остальное время.

Tags: gear, levik, игры, москва, ностальгия
Subscribe

Posts from This Journal “игры” Tag

  • Плохой дизайн убил половину дня

    Сегодня я впустую потратил несколько часов из-за глупой дизайнерской ошибки. Всё началось с того, что я прочитал статью о том, что на Андроиде есть…

  • Игровой плюсик из скоростного состава

    Эта история начинается в поезде. Вернее, не совсем в поезде, а в сверхскоростном синкансэне. Вот вы как развлекаете себя когда надо ехать на длинные…

  • Откуда у Марио усы. И прикид. И имя.

    Сегодня Марио неоспоримо самый известный персонаж в мире видеоигр. За три с половиной десятилетия своего существования, коренастый водопроводчик с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →