И мы воспринимаем это как должное - все привыкли к такой архитектуре у китайцев, и никто не видит в этом ничего особенного. Однако, представьте себе, что итальянский район будет состоять исключительно из пизанских башен, а каждый второй дом на Брайтоне будет похож на собор Василия Блаженного. Получится какой-то абсурд! Однако почему-то нас абсолютно не смущает, что китайские кварталы наполняются устаревшей архитектурой преимущественно религиозного направления. Как это вышло? Виновником этого тренда можно считать Сан-Франциско.
* * *
Карты на стол: Я уже как-то рассказывал об этом удивительном, искусственном культурном феномене пару лет назад. Однако, недавно я увидел похожий китайский квартал в центре Шанхая (новодел, разумеется), вспомнил эту историю, и решил снова выложить её в блоге.
* * *
Вот многоэтажное здание в центре китайского района этого калифорнийского мегаполиса - тут расположен торговый центр:
Как видите, оно стилизовано под пагоду, несмотря на то, что традиционно пагоды были религиозными зданиями - нечто вроде храма. Да что там торговый центр! Даже общественный туалет в чайнатауне Сан-Франциско косит под небольшой китайский храм!
Если вы попадёте в Гонконг, откуда приехала большая часть китайского населения СФ, вы увидите там абсолютно другую, более современную архитектуру. Так почему же в диаспоре китайцы живут среди таких пародий на собственный стиль из прошлого?
Как оказалось, это их хитрая задумка!
Чайнатаун Сан-Франциско образовался в XIX веке - рабочие и торговцы из Китайской Империи приезжали в Калифорнию, чтобы построить здесь новую жизнь. Многие работали на железной дороге, которая соединила страну во второй половине 1800х. Эти иммигранты плохо знали английский, и поэтому кучковались в нескольких кварталах города. Здания чайнатауна ничем не отличались от обычных кварталов Сан-Франциско - это были небольшие дома в Викторианском стиле.
В то время расизм был в порядке вещей, и белые американцы считали своих новых китайских соседей людьми низшего сорта. Местные законы запрещали им селиться за пределами нескольких кварталов чайнатауна. Эта территория считалась остальными горожанами местом преступности и разврата - по городу ходили слухи, что в каждом втором доме здесь кроется то бордель, то притон для опиумных наркоманов.
В Сан-Франциско даже появились гиды, которые за небольшие деньги готовы были взять белого человека на экскурсию экзотических "пороков востока" - любопытным клиентам показывали сцены греха, которые возможно, в некоторых случаях были инсценированы специально для того, чтобы их впечатлить.
Короче, чайнатаун считался неблагополучным районом, по недоразумению оказавшимся в самом сердце быстро растущего города. Власти Сан-Франциско начали подумывать о том, как бы выселить китайцев с лакомного кусочка земли, и отдать его "правильным" (читать: белым) американцам.
И тут, в 1906 году в городе случилось сильное землетрясение, из-за которого по Сан-Франциско прокатилась череда пожаров. А, надо сказать, что в те времена пожарные бригады имели обычай взрывать дома, чтобы предотвратить распространение огня.
И если богатые белые районы города довольно успешно тушили водой, то на китайские кварталы, пожарные не пожалели динамита. Можно сказать, что они переусердствовали - в результате их работы, да и самих пожаров, в чайнатауне кирпича на кирпиче не осталось.
Власти города тут же нарисовали новый генплан, который предусматривал переселение китайцев из центра города далеко на его юго-восток, в район Хантерс Пойнт. Разумеется, китайской общине этот план ни капельки не понравился! Они даже попросили вдовствующую Великую Императрицу Китая, Цыси, чтоб та походатайствовала в их пользу. Однако, все эти протесты игнорировались до тех пор, пока самые важные китайские купцы города не заявили, что в Хантерс Пойнт они переезжать не собираются, а если власти Сан-Франциско так хотят выселить их из центра, то они могут переехать и в другой город на тихоокеанском побережье США. Например в Сиэтл, где пожар, уничтоживший город уже пробушевал несколько лет назад.
Сан-Франциско был портовым городом, которому торговля с Китаем приносила немалые доходы, и местные власти быстро прикинули, что переезд китайцев в Сиэтл приведёт к потере этой прибыли. Так что перед лицом такой серьёзной угрозы китайцам решили уступить, разрешив им отстроить чайнатаун на том же месте.
Но как его отстраивать? На этот счёт у крупного торговца Лук Тин Эли была идейка. Он нанял архитектора и инженера, и поручил им построить здания в стиле традиционной восточной архитектуры. Любопытно, что нанятые купцом строители никогда не бывали в Китае, а о его строительном стиле знали только по старых иллюстрациям из книг многовековой давности. То есть, район отстроили таким образом, чтоб он соотвествовал представлениям о китайской архитектуре у людей, никогда не бывавших в Китае.
И, представьте себе, этот хитрый план сработал на ура! После того, как китайский квартал приобрёл китайский (в понимании белого человека) внешний вид, он тут же превратился из неблагополучной дыры в манящую, экзотическую достопримечательность. Белые американцы стали заезжать новый чайнатаун чтобы посмотреть на диковинную архитектуру далёкой Азии - не важно, что в самом Китае так уже давно не строили.
Район ожил, стал центром коммерции и народных гуляний. Китайцы поняли, что культивируя свои традиции и эстетику, они могут привлечь на свои улицы богатых горожан, готовых стать клиентами их бизнесов.
Вскоре вслед за Сан-Франциско, чайнатауны других городов стали повторять этот фокус с традиционной архитектурой. Вот, например, традиционные ворота пайфан на въезде в чайнатаун Ванкувера:
(Кстати, Ванкувер китайцы уже захватили.)
Этот феномен распространяется в не только в Северной Америке. Даже в самом Китае, власти начали строить не только фальшивые исторические здания, но и целые города - там это делается, чтобы привлечь внутренних туристов.
Так что в следующий раз вы увидите в каком-нибудь чайнатауне новодел построенный под китайскую пагоду знайте, этот "традиционный" стиль был разработан американцами, которые никогда не бывали в Китае!