Дело было в середине XIX века, и Нью Йорк бурно развивался в соответствии с утверждённым в 1811 году генпланом:
* * *
Карты на стол: Три года назад я уже рассказывал эту историю. Считайте, что это тёплый ламповый пост с тех времён, когда границы были открыты, а политики в моём блоге было не так много. Те из вас, кто частенько просят меня больше писать про малоизвестную историю Нью Йорка, этот перепост для вас! Тем более, что за последние три года эта история получила ещё один виток развития (об этом в конце поста)...
* * *
1. В начале XIX века власти города приняли проект, который разделил город на аккуратные прямоугольные кварталы: частые "горизонтальные" стриты пересекались с широкими авеню, расположенными подальше друг от друга. По плану эти авеню нумеровались от первой до 12й.
2. Однако, если бы вы в 2017 году посмотрели на карту западного берега Манхэттена, то увидеть бы там выпирающий в реку квадратик земли, по кромке которого идёт загадочная 13я Авеню!
3. Всё дело в том, что в 1837 году власти решили подзаработать деньжат. Они провели на карте линию чуть западнее Манхэттена, в середине реки Гудзон, и назвали эту линию 13й Авеню. Таким образом они создали целый городской квартал, который, правда находился в тот момент под водой. Но это никого не остановило! Город объявил распродажу новой "земли" тем, предприимчивым бизнесменам, которые готовы были обещать, что они насыпят и застроят территорию нового квартала.
4. По плану новая улица должна была пройти от 11й стрит в даунтауне аж до 135й стрит на самом севере города. И какое-то время казалось, что этой сумасшедшей идее суждено сбыться.
Деловые нью-йоркцы приобретали участки, и насыпали в воду землю и мусор, формируя новые кварталы суши. Город стал приобретать новый прибрежный район, который пользовался большим успехом у жителей.
В общем это уже тогда была не новая практика - Голландия например расширяла свои сухопутные владения за счёт насыпания суши начиная с XVI века. Такое происходит и по сей день - например сингапурские Сады У Залива стоят на земле, намытой всего несколько десятилетий назад.
К середине 1850х годов 13я Авеню стала настоящей улицей, протягиваясь от 11й до 29й стрит.
А потом
5. Более того, к 1880м годам уже построенные кварталы было решено снова затопить. Дело в том, что пришла эра океанских лайнеров - огромных кораблей, которые способны были перевозить пассажиров между Америкой и Европой. Этим титаническим судам нужны были очень длинные причалы, а строить такие причалы от 13й Авеню было невозможно, то ли потому, что они выходили за водную территорию, принадлежащую Нью Йорку, то ли из-за того, что слишком сильно сужали бы проход лайнеров.
6. В итоге уже готовые части новой улицы были отправлены под воду, а на её месте город построил береговые здания Челси Пирс, которые существуют по сей день.
7. Несколько лет назад казалось, что 13я Авеню всё же не исчезла бесследно. Она сохранилась на крохотном кусочке земли, который выпирает из берега возле 12й стрит (это, кстати, совсем недалеко он нью-йоркского офиса Гугла!)
8. В 2017 это был пустырь, отгороженный от основного города забором.
9. Эта территория принадлежит Санитарному Управлению города Нью Йорка, и частным лицам туда не попасть. Да и делать тут особо нечего - указателей с названием улицы там нет, на тот момент оно оставалось только в на картах Гугла.
Вот так бесславно закончила своё существование улица, которая хотела отвоевать у Гудзона лишний квартал дорогущей нью-йоркской недвижимости.
PS: С момента первой публикации этого поста, 13я авеню ещё больше растворилась в истории. Городские власти решили назвать клочок земли, вдоль которого проходил её остаток, 53м пирсом, и собираются построить на нём очередной прибрежный парк. (Нам в НЙ в последние годы очень везёт на новые прибрежные парки!)
А сама улица и вовсе исчезла с городских карт. Зато, на окончании пирса сейчас строят современное здание по проекту бюро Karo Architects. Оно будет предназначено для отряда морских пожарников города:
Жаль, конечно, что исчезает такая любопытная история, но с другой стороны, хорошо, что простаивавший долгое время пустырь на берегу реки наконец найдёт себе нормальное применение.