Автор попал на войну прямо после школы, дошёл как говорится до Берлина, потом стал исскуствоведом, директором Эрмитажа. Он умер в Марте этого года.
Витя писал что считает книжку депрессивной но очень хорошей. Я же почему-то совсем не удивлён, читал спокойно - обо многих подобных вещах я уже читал где-то краем глаза, и даже обсуждал мои догадки с Катей. Всё написанное очень аккуратно укладывается в мозгу рядом с уже известными фактами о войне. Хотя... гораздо интереснее чем "правда" о событиях и действиях - которая очень интересна сама по себе - мне показались выводы Никулина о том как и кем в СССР (да и в сегодняшней России) формулировалась история и легенда о войне.
Мемуары, мемуары… Кто их пишет? Какие мемуары могут быть у тех, кто воевал на самом деле? У летчиков, танкистов и прежде всего у пехотинцев? Ранение — смерть, ранение — смерть, ранение — смерть и все! Иного не было. Мемуары пишут те, кто был около войны. Во втором эшелоне, в штабе.* * *
Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществленная в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей.
Я поспрашивал папу про своего дедушку - про то как он воевал. Я знал что он был военным врачём, что дошёл до Берлина. Больше ничего не знал особо. Папа рассказал немного - кратко. Одна из дедушкиных обязанностей была фиксировать дату и время смерти когда расстреливали "дезертиров". Через какое-то время он от этого отмазался. Ещё, как-то во время отступления ему надо было оставить баллон со спиртом. Просто оставить как есть было нельзя - солдаты бы выпили, поэтому дед вылил всё в навозную кучу, в надежде что это их остановит. Не помогло - солдаты выцедили спирт из навоза и напились им до потери сознания. Многие умерли. Никулин пишет что на могилах умерших так людей обычно писали: "Погиб от руки немецко-фашистских захватчиков".