Но, как рассказали мне родители, она в те времена была ещё какой заграницей. Ведь нельзя было советскому человеку просто так взять и уехать - даже в Болгарию...
* * *
Карты на стол: Этой истории уже больше пяти лет. А значит, вы, дорогие сегодняшние друзья, с большой долей вероятности никогда её раньше не читали. После того, как некоторые из вас выразили недовольство, что я публикую повторные посты 1-2 летней давности, я решил попробовать давать новую жизнь откровенному старью (но, тем не менее, выбираю лишь те рассказы, которые до сих пор, как мне кажется, интересны). Так что было бы неплохо узнать ваше мнение - смело кидайте в меня каммент. Не хлебом же единым...
* * *
– Одежду там нормальную в магазинах можно было купить – вспоминает мама – вот помнишь [тут она огласила список разных шмоток, в которые наша семья одета на чёрно-белых фотках начала 80х]? Это же всё в Болгарии куплено было. В московских магазинах такой одежды было не достать!
– А трудно было вообще взять и поехать вот так? – я привык, что придумаю себе страну, забронирую авиабилеты, потом паспорт в карман и в аэропорт - вот тебе и поездка раз в месяц. Как такие вещи происходили в СССР я не имел ни малейшего представления.
– Ох, это целая волокита была! – вздохнула мама – Всю душу у меня вымотали! Эти старые большевики...
– Подожди – перебил её папа. Он у меня прагматик, как правило про душу не говорит. Наперебой они мне в общих чертах описали этот занимательный процесс.
Просто так за границу из СССР никого не пускали. Ехать можно было только по туристическим путёвкам. Эти путёвки выдавались разным учреждениям в очень ограниченном количестве. Вот на папин Научно-Исследовательский Институт выделили скажем восемь путёвок в Болгарию.
На доске объявлений вывешивали "рекламу": Отдых в солнечной Болгарии! София и Золотые Пески, пляжи и экскурсии! 18 дней, стоимость поездки - 120 руб. с человека. (Это по тем временам месячная зарплата.)
Ну желающие должны были пойти и подать заявку в профком - профсоюзный комитет учреждения. А уж потом они начинали "сбор документов".
Начинался он с просьбы характеристики у начальника. Часто на этом тут же и заканчивался. Начальник мог придумать разные отмазки почему сейчас не время – ведь им давали по башке если за границу ехали "неправильные" люди. Когда папа захотел получить две путёвки в Болгарию, чтоб поехать туда с мамой, его начальник начал мяться:
– Не знаю, получится ли вас вдвоём взять. Всё же квоты у нас.
– Какие такие квоты? – включил дурочка папа. Квоты были по евреям. Высшее начальство не любило, чтоб в туристических группах их было слишком много, не правильно это. В папином НИИ на группу из восьми человек "рекомендовалось" чтоб было не больше трёх евреев. На тот момент двое уже были. Если папа брал с собой маму, получалось уже четыре - половина группы! Могут и проблемы возникнуть. Но он всё же тогда настоял, и начальник решил на этот раз рискнуть с квотами.
После устного соглашения начальства, сотрудник получал на руки характеристику. Выглядели они очень шаблонно, как досье из фильма "Семнадцать Мгновений Весны": Хороший работник, сознательный, социально ответственный.
Вооружённый этой характеристикой, будущий турист направлялся на заседание профкома. Там в повестку дня вносили пункт: обсуждение кандидатуры Василия Пупкина для поездки в [соц-страну]. (В капиталистические страны, как мы знаем, "наши люди" практически не ездили.) Задача этого заседания была убедиться, что сотрудник сумеет за границей достойно представить образец советского человека.
Вот тут то маме и вымотали всю душу. Она работала в вычислительном центре под железнодорожниками, там к этому серьёзно относились. Её расспрашивали про всех глав стран соц-лагеря, президентов империалистических держав, мировой обстановке и так далее. Ведь не дело это, если вдруг окажется, что человек с высшим образованием не знает, кто руководит Румынией. Или сколько медалей украшает грудь Брежнева. Ну и как именно идеи просветлённого социализма вот-вот одержат победу над загнивающим Западом.
Не обошли стороной и национальный вопрос...
– Как бы вы характеризовали политику, которую проводит нынче государство Израиль? – спросили у мамы. Она, будучи человеком неглупым, ответила формулировкой из программы "Время":
– Агрессивую политику они проводят.
После этого у мамы было ещё два собрания по утверждению кандидатуры. Одно из них называлось "Собранием Старых Большевиков". Там её не так сильно допрашивали, зато спросили, зачем она хочет поехать в Болгарию. Меня такие вопросы всегда в тупик ставят. Один раз меня пограничник (кстати, израильский) пролистав мой паспорт спросил, с какой целью я ездил в Марокко, Египет, и Иорданию... Помню, я был в полной растерянности.
– Так и что ты им сказала? – спросил я – Надо было наплести что-нибудь про обмен социалистическим опытом, или можно было честно сказать "знаете, просто очень за границу съездить хочется"? – К сожалению мама уже не помнила как ответила на этот вопрос.
Папе пришлось полегче. Это для него была уже вторая поездка в Болгарию, да и у учёных, с которыми он работал, политическая проверка была не так важна. Отделался одним собранием. А ещё надо было разные анализы сдавать. Включая на венерические заболевания. Чтоб избежать международных инцидентов.
(Тут грех не вспомнить старый бородатый анекдот - он в сети гуляет в разных редакциях, некоторые даже его рассказывают как "историю, произошедшую с одной знакомой".)
– Тогда ведь ездили везде целой группой – продолжал рассказ папа – селились в предписанной гостинице. В каждой группе туристов обязательно был приставлен "человек в штатском". (Про него даже Высоцкий пел, спасибо mishanya за наводку). Обедали там всё время в гостиничной столовой. И - неслыханная роскошь! - к каждому обеду нам на стол бесплатно давали бутылку вина. А вот денег меняли немного - рублей семьдесят. На них надо было все товары покупать, которые домой везли. Когда я потом поехал, правда уже побольше давали поменять. Рублей сто, сто двадцать.
– Так постой, сколько раз ты был в Болгарии? – спросил я.
– Три раза. Первый я поехал, когда ещё в Ярославле работал. Второй вот с мамой вместе. А третий вообще весело вышло... Объявили у нас о поездке в Чехословакию. Она дальше на запад, там алфавит латинский, к немцам поближе, короче в Чехословакию все хотели. Ну пришёл я к начальнику, и говорю, "дайте мне туда путёвку". А он посадил меня, и отвечает, "Не готов ты ещё ехать в Чехословакию, рано тебе. Съезди лучше вон в Болгарию пока". А я ему: "Пал Саныч, так я уже в Болгарии два раза был! Да меня там уже пол страны знает!" "Ну и поезжай, друзей навести. Бог троицу любит." Тут я понял, что в Чехословакию мне путь закрыт. Ну что поделаешь – поехал в Болгарию снова... Не упускать же возможность.
* * *
Второй заграницей, куда поехали мои родители в январе 1992 года стала Америка. Вот за эту поездку я перед ними в огромном долгу.
А у вас есть истории про советские загран-поездки?
Ещё по теме: Мои первые яркие впечатления от эмиграцию в США
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →