Витя заказал нам тур в тоннелях около Западной Стены (стены плача) - очень интересно получилось. Гид рассказывал историю города - о том что исторически, Иерусалим располагался в долине около Храмовой Горы. Сегодняшний старый город стоит на многоярусных арочных тоннелях построенных в конце первого тысячиетия мусульманами чтобы "поднять" дно этой долины. Именно по этим искусственным пещерам мы и ползали. Сама стена была раза в два выше чем она выглядит сегодня - большая её часть нынче находится под землёй. В паре мест можно заглянуть в "колодец" где стена раскопана до основания - глубина очень впечатляет, ровно как и размер камней из которых эта стена состоит.
Я был немного удивлён узнав что маленький кусочек Западной Стены - это вовсе не "всё что осталось сегодня от Храма". На самом деле все четыре стены построенные под указанием Ирода стоят по сей день. Просто Западная - ближе всего к тому месту где находилась в своё время Иудейская Святая Святых (в ней стоял Ковчег Завета который в своём первом приключении искал Индиана Джоунс).
Всё пространство внутри четырёх стен заполнено землёй - это и называется Храмовой Горой. Раньше на этом месте был небольшой холм, но Ирод приказал построить эту исскуственную гору чтоб расширить второй Иудейский Храм. Територия на верху Горы сегодня администрируется Исламским Советом - ещё со времён когда город в 12 веке взял Салладин. Сегодня там стоят две из важнейших в Исламе святыни - Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса. Позолоченный Купол кстати не является мечетью - он обозначает то место с которого пророк Мухаммед вознёсся согласно Корану на небеса.
Вход на Гору возможен через двое ворот. Одни, из арабского квартала города, открыты только для мусульман. Другие - для всех - работают только пару часов в день. Из за политической ситуации, никому кроме мусульман на вершине Горы молится нельзя. Израильские полицейские строго за этим следят, и готовы выпроводить любого кто попытается этот запрет нарушить.
Мы с Витей и Зоей поднялись туда - пришлось дождатся нужного часа, и отстоять в очереди. Нас проверили на предмет религиозной контрабанды - нет ли у нас в сумках молитвенников? - и мы поднялись по деревянному проходу к верху стены. Десять лет назад, так прошёл Ариель Шарон, и из за этого началась вторая Интифада. Мойша и Яэль с нами не пошли - Яэль боялась что Израильтянам туда ходить не стоит, а Мойша - по религиозным соображениям. Над входом висела табличка напоминающая что согласно Иудейским законам, входить на эту святую територию нельзя.
Наверху просторно и спокойно, растёт много деревьев - совсем другая атмосфера чем в шумном и тесном Старом Городе. Но чувствуется какая-то напряжённая "притихнутость". Например, к нам тут же подошёл местный гид и спросил не может ли он нам чем нибудь помочь. Он говорил с нами таким конспирационным тоном, каким в кино предлагают на улице продать наркотики. Несмотря на это, прямо у стены Аль-Аксы, молодые арабские мальчишки как ни в чём не бывало играли в футбол. Витя даже пнул ребятам мячик, чем немного рассердил бежавшего бить угловой парня.
Вечером мы с Мойшей, зайдя предварительно в пару баров, пошли бродить вдоль стен Старого Города. Они очень красиво подсвечивались. Местами у стен лежали груды булыжниов позволявшие залезть чуть ли ни на пол пути до вершины. Ночь была не холодная, и пока освещение было хорошим гулять и лазать вдоль древних стен было очень романтично. Потом правда освещение закончилось, и начало становится немного не по себе.
"Не бойся! Я тебя выведу - это же мой город," уверенно заявил Мойша. "Где-то тут должны быть ворота Сиона."
У ворот нас встретили лаящие собаки и Израильские полицейские. И те и другие отнеслись к нам с некоторой долей подозрения. Мойшу даже карманы опустошить заставили. Но в итоге мы смогли проникнуть в город и пустынными улицам побрели домой.