То, что произошло с подозреваемыми в самом страшном нападении на США (больше убитых чем в Перл Харбор) - неловкая, стыдная страница в современной истории страны. Одна из нескольких, но, в отличие от войн в Афганистане и Ираке, о ней как-то не принято вспоминать. Разве что на годовщину того дня - как вот сегодня. Этих мужчин уже 22 года не могут судить, хоть они и признались в своей планировании этого теракта. Дело в том, что в суде придётся рассмотреть обстоятельства, при которых были сделаны эти признания.
Это принято называть эзоповским языком: "продвинутые техники допроса" ("advanced interrogation techniques"). Хотя в общем-то все понимают, что это такое на самом деле. В 2014 году Обама высказался на этот счёт открыто, когда сказал: "Правда в том, что мы пытали кое-каких ребят."
Сразу после 9/11 страну охватила паранойя. Казалось, что террористы Аль-Каиды прячутся за каждым углом, среди обычных американцев, и вот-вот начнут совершать новые теракты. Спецслужбам, которые уже проворонили 19 угонщиков, никак нельзя было снова недобдеть. И они решили, что ради правого дела можно немного пожертвовать правами человека. Да что там человека - это же были террористы! Подозреваемых ловили, и везли не в суды, а на секретные точки ЦРУ, где из них пытались извлечь имена других террористов, планы других нападений.
В стране царило ощущение, что всё это оправдано. Сериал "24" показывал приключения силовика, который не тратил время на тонкости закона в погоне за террористами. Так выглядел американский герой середины нулевых.
В итоге этих подозреваемых доставили в тюрьму, которую специально оборудовали вне территории США, на военной базе Гуантанамо, которую американцы уже 120 лет арендуют у Кубы за символические деньги, невзирая на протесты нынешних кубинских властей.
С тех пор их стараются судить. Сначала пробовали делать это в Нью Йорке, где произошёл теракт. Но оказалось, что общественное мнение не очень приветствует доставку страшных террористов прямо в город, который они атаковали. Как будто у это какие-то сверх-злодеи из комиксов.
Но даже военные суды на территории базы оказались делом нелёгким. Любой суд должен рассматривать доказательства, а в данном случае - главные доказательства это признания. Но насколько допустимо в суде признание, данное после многолетних пыток? Другие дела по другим терактам показали, что судьи считают такие признания недопустимыми, даже если они позже повторялись без наличия каких-либо угроз.
А вы представляете, что будет, если судья не допустит доказательства, и подозреваемых придётся оправдать? К такому никто в Америке не готов.
Именно поэтому эти пятеро и продолжают сидеть в далёкой тюрьме без суда.
Не подумайте, что я их защищаю. Мне их совсем не жалко. Жалко нас - страну, у которой есть идеалы и ценности, до которых она в очередной раз не дотянула. "Мы делали вещи, противоречившие нашим ценностям," сказал Обама в 2014 году.
Кажется, осознавая бесперспективность суда, власти последние пару лет пытаются договориться с подозреваемыми о признании собственной вины в обмен на пожизненные (а не смертельные) приговоры. Но и тут не следует ожидать быстрого разрешения. Недавно один из пятерых подозреваемых был признан некомпетентным для суда - сегодня это нездоровый человек со сломанной психикой.
Никто никогда не лишится всех изъянов. И за Америкой есть немало грехов. В этот день, когда мы чтим память жертв 9/11 важно не забывать и причины, почему их родственники уже 22 года не могут дождаться правосудия.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →