Посмотрев его, я хочу поделиться впечатлениями. Скажу сразу - более размеренный, более длинный чёрно-белый японский фильм мне понравился куда больше. Возможно потому, что история про самураев не очень хорошо переводится в американских (и мексиканских) персонажей... (Осторожно, впереди спойлеры!)
1. Я знал, что "Семёрка" - калька с "Самураев", но был удивлён тем, что об этом пишется прямо в начальных титрах. В интернете я вычитал, что американцы заплатили японской киностудии $2,500 за права на фильм. В пересчёте на инфляцию это около $24,000 сегодняшними деньгами - в масштабах бюджетов таких картин, можно сказать - "за даром".
2. Кстати, название "Великолепная Семёрка" было взято из "Семи Самураев". В середине 1950-х, когда японский фильм впервые выпустили на экраны в США, его название перевели именно так.
3. Главное, что неплохо удалось сделать создателям "Семёрки" - это придать лицо злодею повествования. Бандиты Куросавы практически никогда не показываются крупным планом, да и вообще не особо то разговаривают. Большую часть фильма они существуют за кадром, как безликая, но постоянно нависающая угроза, как стихия, которую герои должны преодолеть. Но Голливуд знает цену хорошему злодею, и в американской версии его роль играет главарь банды Кальвера, в исполнении Илая Уоллака. Это, пожалуй, самый яркий и многогранный персонаж всей картины. Его красная рубашка выделяется на фоне серо-коричневых красок Дикого Запада.
Он - своего рода благородный бандит, который щадит жизни главных героев, а разоружив их, держит своё слово отдать им оружие позже. Мало того, никто из Семерки даже не думает, что Кальвера может соврать. Главарь бандитов - один из двух героев в этом кино, которым при смерти позволяется сказать что-нибудь весомое.
Короче, тут я вынужден признать, что расширенная роль бандита - скорее успешная идея, особенно если учесть каноны американского жанра. Безликие бандиты служили хорошей страшилкой в Самураях, но в мире Дикого Запада у злодея должно быть лицо.
4. Японские крестьяне оригинала в американской версии стали крестьянами мексиканскими. И если в трёхчасовых "Самураях" у нас было время познакомиться с некоторыми из них поближе, то в двухчасовой Семёрке нам так и не дают особого повода научиться отличать одного от другого.
5. Интересная трансформация произошла с семью главными героями. Вместо "главного пожилого самурая", нас знакомят со стрелком по имени Криса Адамса. Крис - очень крутой парень, не подверженный сомнению в своей правоте. Таинственный лаконичный стрелок путешествует со своим верным пистолетом по Западу, и ввязывается в разные авантюры.
6. Кстати роль Криса исполняет актёр Юлий Борисович Бриннер, и даже разговаривает в кино с едва заметным русским акцентом. Кроме того, роль мексиканского "Старика" исполняет ещё один русский актёр - Владимир Александрович Соколов.
7. А вот остальные стрелки Семёрки у американцев вышли как-то скомкано. Они взяли двух самых колоритных самурев из японской Семёрки - молодого аристократа и пьяного дебошира, и совместили их в одном герое - вспыльчивом Чико, который постоянно старается всем остальным (и особенно вожаку Крису) показать, на что он способен...
8. Кстати, его в "Семёрке" сыграл немецкий актёр Хорст Буххольц, "мексиканский" акцент которого тоже звучит немного странно.
9. Что касается остальных стрелков "Семёрки", то они практически лишены каких-либо интересных черт поведения или характера. Каждому из них отводится пара минут, чтоб показать как они попали в состав Семёрки (тут некоторые эпизоды - прямая калька с Куросавы: один участвует в дуэли, другой колет дрова чтоб заплатить за еду). А потом они большую часть фильма особо ничего не делают.
10. Меньше всего мне понравилось то, как господин Стёржес решил некоторых из своих героев убить под конец. В финальной битве было много перестрелок, но все пули летели мимо наших героев, пока... Пока буквально последний момент, когда бандиты уже стараются ускакать восвояси, они абсолютно случайно убивают четверых стрелков. Причём, неясно кто и откуда стрелял в наших героев?
В оригинальном фильме, как и тут, к завершению было убито четверо из семи самураев. Но все они были убиты аркебузами, которые Куросава считал недостойными самурайской чести. И в каждом случае смерть получала должную долю внимания. Тогда как у Стёржиса эти смерти происходят комом на последних минутах ленты.
Всё это смотрится довольно странно. Возможно, потому что я так недавно смотрел оригинал, и он мне понравился. Действия и поступки написанные под Самураев зачастую не очень хорошо переносятся на Дикий Запад, а посему я неоднократно чесал затылок, пытаясь понять, что же всё таки происходит, и почему эти бывалые стрелки вдруг решили помочь каким-то мексиканским крестьянам.