Эту великолепную фотографию сделала моя подруга Дина
Ехал я себе в метро из пункта А (Бруклин) в пункт Б (Манхэттен). Все как обычно: осторожно, двери закрываются, за окнами вагона станция вздрагивает и отплывает, колонны на ней мельтешат быстрее, еще быстрее, а затем — тьма. И вдруг — мультики! Прямо в темноте за окном. Вы, конечно, не поверите, поэтому вот:
К счастью, Лёва как-то про этот мультик, и его историю целый пост накатал. Там и видео есть.
Я сижу и думаю: ведь столько уёбищных мест в городе есть — промзоны, тоннели, стены складов... Нужно (немедленно!) их отдать художникам — пусть себе малюют. Владельцам все равно, а им приятно, да и народ радуется. Да, впрочем, и владельцам не должно быть все-равно — а вдруг у них на стенке нарисует свою новую «Тайную Вечерю» новый Энди Ворхол?
Короче, был бы я буржуем, отдал бы своё какое-нибудь завалящее здание художникам — рисуйте, мол!
И тут-же поперхнулся этой мыслью. Так как вспомнил именно такую историю. В общем, купил один чувак целую фабрику — ну, то есть, здание пустое, из-под фабрики. Райончик там тогда был не очень — и хозяин, от безысходности, начал сдавать внутренние помещения художникам, под студии. Ну и разрешил им, заодно, наружные стены разрисовывать.
Много интересного чего нарисовали за 20 лет — место стало всемирно известным, известнейшие современные художники отметились на тех стенах, аж туристов на экскурсии водили.
А когда цены на недвижимость в Нью-Йорке вверх поперли, владелец решил снести фабрику и на её месте дом многоквартирный выстроить. Тут-то все и началось. Художники возмутились и потребовали оставить все как есть, в виде памятника современному искусству. Даже пытались добиться от города придать зданию статус объекта представляющего историческую ценность, но не получилось. Скандал набирал обороты и владелец решил сделать ход конем — пригнал маляров и они за одну ночь закрасили все граффити красивой белой краской.
— Так им и надо, грязным хиппи! — скажете вы, — дядя сделал им одолжение, годами давал им порисовать на своих стенках, а они ему в ответ руки кусают! Частная собственность превыше всего!
В ответ, я покажу вам одну картинку:
Это — знаменитая фреска знаменитого мексиканского художника Диего Риверы, «Человек на перепутье». Она знаменита тем, что её уничтожил знаменитый местный магнат Джон Рокфеллер. Рокфеллеру не понравились серп, молот, и ленинская морда, которые присутствуют на фреске — а Диего отказался перерисовывать.
— Моё произведение искусства! — сказал Диего Ривера.
— На моей стенке! — парировал Рокфеллер — и сколол шедевр к чертовой матери, а на его месте заказал фреску с Авраамом Линкольном.
Тут, некоторые из вас, наверное, скажут:
— За кого ты нас принимаешь, Яша? Мы искусство очень даже уважаем. Ясень пень, что шедевры должны охраняться от сиюминутных корыстных интересов владельцев стенок, на которых эти шедевры нарисованы!
Так вот, специально для вас, ценителей искусства, я покажу вам еще кое что:
Это тоже — не поверите — произведение искусства, называется просто «Стена» и она уже почти пол-века висит на обыкновенном доме на углу Бродвея и улицы Хаустон, в Манхэттене. «Стене» повезло гораздо больше, чем «Человеку на перепутье»: Когда хозяева дома захотели избавиться от «Стены», а освободившееся место продать под рекламу, город не дал им этого сделать.
Так что? Кто прав? Искусство или частная собственность?
Подозреваю ответ зависит от того нравится ли вам фрески Диего Риверы, граффити, Рокфеллер или абстрактное искусство. А если вы являетесь владельцем дома, на стенке которого отметился очередной гений, то всегда можно сделать вот так:
Выпилить произведение искусства и продать на аукционе подороже — главное, дождаться пока созреет. На фотке сверху целую стенку вырезали, на которой Бэнкси нарисовал что-то. С Бэнкси такое нередко бывает. А мне страшно хочется посмотреть как — когда придёт время — наш метрополитен будет выпиливать мультики из тоннеля.
* * *
Если вы по какому-то недоразумению ещё не сделали этого, подписывайтесь на Яшу. Я пишу правду, а он пишет интересно.