Наш класс был небольшой, и всех рассадили, так чтоб между студентами было по две-три парты - во имя избежания списывания. Всем раздали по стопке бумаги с вопросами, и дали листик для ответов. Профессора на такую фигню своё время не тратили, поэтому присматривать за тем, как мы сидим и полтора часа отвечаем на эти вопросы, должен был аспирант. Этот парень, всего на пару лет старше нас, с важным видом похаживал в передней части лектория, а мы сидели и закрашивали кружочки...
Всё своё детство моё представление о экзаменах было сформировано советскими кино и книгами: зубришь несколько дюжин "билетов", потом тянешь один или два, и подробно отвечаешь на него, оставшись наедине с коллегией преподавателей. Но, когда я попал в американскую систему образования, оказалось, что тут совсем другие экзамены. В этом мире царили вопросы, где надо было выбрать один верный ответ из пяти, а потом аккуратно закрашивать карандашом нужный кружок в матрице ему подобных:
Потом всё это считывает компьютер, и быстренько подсчитывает результат каждого листа ответов.
В самых коварных вопросах, авторы пытаются предугадать типичные ошибки студента, и предложить ему неверный ответ-приманку. А ведь проверяющему компьютеру абсолютно неважно, ошибся ты потому что не знал ничего вообще, или в последний момент прибавил вместо того чтоб отнять, или вообще всё посчитал правильно, а потом по ошибке просто неверный кружок закрасил. Если вариант не сходится, то ответ не засчитывается. Зато вместо пары сложных "билетов" у тебя есть несколько дюжин вопросов, каждый из которых должен занять одну-две минуты, то есть можно несколько раз ошибиться, и всё равно получить сносный результат.
Короче, сидим мы, пишем всё это. У меня дела идут довольно туго, потому что учеником геологии и астрономии я был, прямо скажем, неважным. В случае с астрономией, я приходил на лекции, устраивался поудобней возле дальней стенки, и, как только профессор выключал свет, чтоб показать нам с помощью проектора звёзды и галактики, тут же засыпал. Спали мы в университете мало, поэтому лишний час сна под убаюкивающее бурчание про кометы, бороздящие просторы лекториев, был чрезвычайно приятным удовольствием. А на геологию я просто не ходил. (Дети, не будьте как Лёва!)
Как будущего программиста, ни астрономия, ни геология меня тогда особо не интересовали. Но их надо было взять для того, чтоб удовлетворить какие-то там требования по общеобразовательной программе.
Короче, уже не помню, на каком из этих двух предметов было дело, но помню, что экзамен у меня шёл мягко говоря не очень. И тут...
...тут одна из боковых дверей в лекторий открылась, и в него зашёл наш профессор по физике. Это был пожилой мужик, который преподавал физику всему университету уже несколько десятилетий. Его класс был обязательным для практически всех студентов нашего университета. Короче, каждый, кто в тот день писал со мной экзамен, был хорошо с ним знаком. А самое главное, с ним был знаком присматривающий за нами аспирант.
Собственно говоря, именно к аспиранту то он и зашёл, очевидно для того, чтоб попросить за чем-то быстренько сбегать. В университетах жёсткая иерархия, и самые древние профессора всегда на верхушке этой пирамиды. Короче, парню было неловко отказать, и он сказал, что сейчас вернётся, если профессор пока что посмотрит за тем, чтоб мы не начали друг у друга списывать.
"Я конечно присмотрю за ними, хотя уверен, что эти молодые люди и так бы вели себя безупречно!" громко воскликнул профессор с театральным апломбом. (До сих пор их беседа с аспирантом проходила чуть ли не шёпотом.)
Короче, аспирант вручил профессору бумаги с экзаменом, которые были у него в руках, и побежал выполнять задание. А пожилой профессор остался с нами в лектории, и начал от скуки разглядывать вопросы, которые нам задал его коллега-геолог (или астроном). Но освещение в передней части лектория работало в тот день полсилы, а профессор был уже в возрасте, и не очень хорошо видел. Поэтому он подошёл к единственной лампочке в той части помещения, и положил бумаги под неё, чтоб лучше их разглядеть.
Возможно вы уже догадались, что произошло в этот момент.
За спиной профессора, на огромных экранах крупным планом появились столбики аккуратно закрашенных кружков. Лампа, под которую он положил бумагу, была частью нового цифрового проектора, которую наш университет не так давно установил в некоторых лекториях. Сейчас такой уже никого не удивишь, а тогда, в 1990х годах, это была передовая технология, и нет ничего удивительного, что наш профессор физики, который преподавал один и тот же материал с 1970х не был с ней знаком.
Кадр из рекламного ролика похожего проектора
А вот бумага, которую он положил "под свет", содержала верные ответы на экзамен. Это был "ключ", который позже даст проверяющему экзамен компьютеру знать, как оценивать ответы студентов. Картинка бесшумно появилась за спиной пожилого профессора, пока тот склонился над столом с лампочкой, и с увлечением читал вопросы нашего экзамена. Короче, он ничего не заметил.
Я в тот момент немного задумался, и смотрел вперёд, так что сразу заметил появившуюся проекцию, но, признаюсь, не сразу понял, что эти кружки - верные ответы на экзамен. Более того, сперва эта идея показалась мне комически неправдоподобной. Но через несколько секунд я заметил, что ответы на экране сходятся с теми, что я уже успел закрасить у себя. Вот тут сходятся. И тут... Везде, кроме вот этого вопроса, и вот того другого. И тут я наконец понял, что действительно смотрю на верные ответы на экзамен.
Я оглянулся по сторонам, чтоб посмотреть на реакцию одноклассников. Некоторые были настолько погружены в работу, что ничего не заметили; другие, как и я, в недоумении смотрели то на экран, то на свои ответы; а третьи, самые сообразительные, уже лихорадочно конспектировали правильные ответы к себе на листок. Я поспешил присоединиться к числу тех, последних.
Успел записать большинство, когда открылась дверь, и в лекторий вернулся аспирант. Первое, что он увидел, это ответы на экзамен в пятиметровой проекции на экране лектория. Его глаза наполнились ужасом - он за долю секунды оценил ситуацию.
"Профессор!" воскликнул он, сбегая вниз к сцене лектория. Перепрыгивая с каждым шагом через две ступеньки, он махал руками пытаясь обратить внимание старшего на ситуацию.
Профессор удивлённо посмотрел на аспиранта, потом повернул голову и впервые взглянул на экран за своей спиной, и тут же, как ошпаренный, одёрнул бумагу с ответами из-под лампы. Картинка на экране исчезла.
"Я уверен, что эти молодые люди ничего не заметили," громко сказал он ошеломлённому аспиранту. А потом обратился к залу: "Ведь не так ли?"
Студенты астрономии (или геологии) ответили восклицаниями согласия, и лишь один, самый дерзкий, выкрикнул "А можно ещё на секунду вернуть бумажку?!"
Профессор посмеялся, отдал аспиранту его копию экзамена, забрал стопку бумаг, которую тот ему принёс, и, не сказав ничего больше, вышел из зала.
Кажется, я получил на том экзамене четвёрку. Не успел всё записать. Вот такая история.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →