Ведь город сравнительно молодой. Ему чуть больше, чем 160 лет. Но, как оказалось, у него богатая и интересная история, в результате которой изначальный центр города сегодня находится под землёй! Хотите узнать, как это случилось?
* * *
Карты на стол: Этот рассказ уже выходил в моём блоге четыре года назад. Но история ведь (почти никогда) не меняется, так что сегодня я хочу цинично воспользоваться тем фактом, что Сиэтл нынче фигурирует в разных новостях - кстати, в русскоязычных, как я понимаю, больше, чем в американских. Тем не менее, думаю это будет интересно практически всем!
* * *
Во время одного из визитов я ходил на экскурсию по подземному Сиэтлу. Но оказалось, что весёлый экскурсовод в процессе поведал нам коротко о всей занимательной истории города. Это байка о Диком Западе, пожарах, дерьме, сексе и пьянстве. Привожу его рассказ по памяти.
Далее - пишу от лица рассказчика.
* * *
Началось всё с диспута с Канадой. Наши страны всё никак не могли поделить западые территории. Если б история сложилась чуть иначе, мы бы сейчас находились в Канаде, и у меня была бы хорошая бесплатная мед-страховка.
Но так вышло, что государства взяли линейку, и поделили между собой землю вдоль 49 параллели - это называют Орегонским Договором. Граница между нашими странами до сих пор там и проходит.
У американской стороны образовалось огромное количество "пустой" земли, которую необходимо было срочно заселить людьми. Правительство объявило о бесплатной раздаче участков поселенцам, и тут же на запад через знаменитый Орегонский Маршрут потянулась вереница авантюристов и неудачников, готовых опробовать себя на новом месте.
Одним из этих людей был Артур Денни, который приехал сюда с большой группой поселенцев в 1851 году. Ну... То есть не совсем сюда. Через пролив от нас находится песчанный мыс Алки. Именно там люди Денни построили свои первые хижины.
Они их построили, а сильный морской ветер их разрушил. Поселенцы снова построили свои хижины, с тем же результатом. У нас тут в Сиэттле, если у тебя есть глупая затея, от неё не принято просто так отказываться. Но на третий или четвёртый раз Денни всё же бросил Алки Пляж, и перебрался через пролив сюда, на место будущего Сиэтла.
У него был прекрасный бизнес-план для нового поселения: вырубать густой северо-западный лес, и продавать морякам, которые будут переправлять его на юг, в Сан-Франциско, где в то время бушевала золотая лихорадка.
Только у Денни была ужасная проблема со спиртным: будучи крайне консервативным христианином, он не пил сам, и был категорически против алкоголя вообще. Понимаете, да? Этот трезвенник-морализатор хотел построить бизнес, зависящий от лесорубов и моряков.
К счастью для всех, в новом поселении нашлись и более гибкие лидеры. Доктор Дейвид Мейнард например был известным любителем выпить. Именно ему город обязан своим именем - Док Мейнард предложил назвать поселение в честь индейского вождя, с которым был в хороших отношениях.
Индейский вождь Сиэтл, в честь которого назвали город
Ещё один наш основатель, Генри Йеслер преобразил экономику Сиэтла, построив здесь паровую лесопилку. Можете себе представить, какой эффект она имела в городке, промышляющем лесом! К сожалению Йеслер был редким негодяем и проходимцем. Что можно было сделать с таким человеком?.. Разумеется мы избрали его своим мэром! Он придумал самую популярную из всех форм правления - коррупцию. Ей до сих пор во всём мире пользуются.
Но что эти люди знали о возведении городов? Ровным счётом ничего! Они построили весь даунтаун прямо у кромки воды, там докуда доходит прилив. Это значило, что стоит чуть копнуть, и ты докопал до воды! В городе не могло быть нормальных подвалов, и хорошие фундаменты тоже давались с трудом.
Все ямы и ухабы на городских улицах тут же превращалить в лужи. Наши мудрые основатели придумали эти ямы засыпать опилками с лесопилки - прекрасный способ избавиться от этого мусора! Только опилки размокали, и вскоре наши улицы стали походить на "реки из овсянки", как выразилась одна газета.
С канализацией тоже были постоянные проблемы. В том плане, что её не было. Однажды к нам в порт зашёл корабль груженый новейшими изобретениями цивилизованного мира - фарфоровыми унитазами. Это сегодня обычным унитазом уже никого не удивишь, а в те времена, они были вдиковинку. Граждане с радостью всё тут же раскупили, принесли изделия домой, и стали смотреть, что к чему. У этих новинок был один конец с широкой дыркой, и с ним было всё понятно. Но был ещё и узкий конец, который надлежало подключить к городской канализации.
"К чему, к чему?" удивлённо спросили жители Сиэтла. Пришлось срочно налаживать канализацию, которая состояла из труб, ведущих прямо в море. Только в особо сильные приливы, вода в трубах поднималась, и тогда в нашем даунтауне (который, напомню прямо у воды был) унитазы превращались в фонтаны, а реки из овсянки - в кашу с изюмом!
* * *
Но потом наступил 1889. В этом году с нашим городом произошло самое счастливое событие за всю его историю. Он сгорел в пожаре. Причём тут была какая-то особая удача. Сложилось столько различных факторов, что страшно подумать. Ведь если бы хоть что-то из этого пошло не так, мы бы так и продолжали жить в дерьме!
Шестого июня того года, подмастерье нашего плотника варил клей, и отвлёкся. Клей в то время использовали очень горючий, он перекипел через край, и загорелся. А вокруг - опилки и скипидар. Все знают, если скипидар загорелся, ни в коем случае нельзя его водой поливать. Но этот бедалага не знал. Вода развела скипидар, и он стал гореть ещё лучше. Короче вскоре вся мастерская знатно загорелась.
А так вышло, что по соседству с мастерской был винный магазин, куда только накануне завезли партию отменного виски. Вот и винный у нас загорелся. А что за винным было? Хозяйственный! Сейчас то об этом мало кто помнит, но в те времена в таких лавках продавали важные в хозяйстве порох и динамит. Ну сами понимаете - вскоре весь даунтаун был в огне.
Повезло и с пожарниками. Главный из них как раз был в то время в Сан Франциско на конференции по более эффективной борьбе с пожарами. А тут ещё погода такая - дождя не было дней пять, что у нас в Сиэтле называется засухой. Так что во всех пожарных кранах не было воды. А кроме главного, все остальные пожарники у нас добровольцы. Посмотрели на бушующий пожар, на плохо работающие колонки, пожали плечами и разошлись.
Короче сгорел почти весь наш даунтаун. К счастью никто не пострадал, все жилые дома строились выше, на холмах. Но от делового центра уже ничего не осталось. Сгорело 25 кварталов. Ущерба - на $20 миллионов (по нашим деньгам это пол-миллиарда).
* * *
Что делать? Власти города собрались обсудить дальнейший план действий. Они придумали отличный способ решит все проблемы Сиэтла одним махом - уровень улиц города решили поднять на 5 метров.
"Тогда и с канализацией проблем не будет, и с фундаментами!" сказали власти горожанам.
"Отлично!" воскликнули горожане. "А сколько это всё займёт?"
"Да совсем недолго!" заверили их власти. "Инженеры говорят, что лет за пять управимся. Ну максимум семь."
"Вы что, родные, с ума спятили?! Это нам семь лет надо ждать пока вы всё тут поднимите, и жить это время на обломках города? А как же наши бизнесы? Магазины? Мастерские? Бары?!!"
В итоге стороны пришли к компромиссу. Горожане могли сразу же начинать отстраивать свои здания в даунтауне, при нескольких условиях: Все новые дома должны быть из камня или киприча, чтоб больше не было пожаров; Каждый дом должен быть как минимум двухэтажным, чтоб первый этаж был 5 метров высотой; в каждом должен был предусмотрен вход на уровне второго этажа - на будущее.
Дальше с нашими улицами начали происходить любопытные преобразования. Первым делом власти построили стены вдоль всех улиц, отделяя ими проезжую часть от тротуаров. Представье тебе в современном городе 5-метровый забор на месте всех бордюров - вот что-то такое было и у нас.
Потом, с помощью контролируемых оползней, пространство между этими стенами стали заполнять землёй. Там же проложили новую сеть труб, по которым пустили канализацию. А сверху всё это заасфальтировали.
Получилось, что на этой стадии улицы у нас были на этаж выше, чем тротуары. Переходить дорогу в те времена нужно было с помощью двух стремянок! Не раз были случаи, когда возвращаясь навеселе из бара, люди падали с проезжей части вниз на тротуар. Это сейчас алкоголиков лечат программой в "12 шагов". А у нас в Сиэтле в те времена была "программа одного шага" - человек никогда больше не пил.
Да ладно люди! Бывали случаи, когда коровы с дороги на тротуар падали! Вот их действительно жалко было.
Но вскоре начали крыть и тротуары. Их правда не закапывали, а просто превращали в туннели, соединяя вторые этажи новых каменных зданий с проезжей частью. В результате образовалась "подземка Сиэтла" (Seattle Underground). Практически на любом тротуаре даунтауна вы стоите над туннелем, в который есть выход из подвала соседнего здания.
На некоторых тротуарах до сих пор сохранились стеклянные панели, служившие световыми окнами для подземых помещений. Люди сегодня по ним ходят, практически не замечая, а ведь они освещают наше подземелье. К сожалению за сто двадцать лет большинство из них сломалось, но те, что пока остаются прекрасно освещают и по сей день!
Владельцы бизнесов использовали эти пространства для своих нужд. Рестораны ставили там столики, магазины делали витрины. В плохую погоду можно было пройти между соседними заведениями, не поднимаясь на улицу.
В итоге правда там развелись крысы, а в какой-то момент, когда в городе была эпидемия чумы, власти приказали закатать всё в бетон и закрыть. Но сейчас некоторые постепенно возобновляют использование этих уникальных мест.
* * *
Долгое время Сиэтл был городом Дикого Запада. Отчаянные люди приезжали сюда чтоб осесть и сколотить состояние. Здесь было намного больше одиноких мужчин, чем семейных. Вообще в нашем городе в те времена мужчин было в три раза больше, чем женщин. Мужчины работали на лесоповале, на лесопилках, кто-то содержал магазин или мастерскую. А женщины, те которые были не семейные...
Ну скажем так, не смотря на то, что в городе мужчин было в три раза больше, большинство полицейских арестов приходилось на женщин. В рапортах этих задержаний всегда указывался один и тот-же род деятельности арестованой: швея. У нас в Сиэтле было такое количество этих швей, что можно было подумать, что город просто живёт швейной индустрией.
Стоит ли говорить, что "швейные станки" у них всех был крайне необычными? Но власти с пониманием относились к такому делу. Мужчин то в городе много! Поэтому после ареста девушек долго не задерживали.
Но потом всё изменилось. В 1910 году избрался новый мэр, Хирам Гилл. И тут же назначил начальником полиции некоего Чарльзя по прозвищу Ваппи, проходимца, каких мало. Этого Ваппи предыдущий мэр города только недавно уволил за коррупцию. Так этот Ваппи устроил простое правило - каждая швея, которая желала промышлять в Сиэтле, должна была лично ему платить $10 в месяц. По тем временам - очень серьёзные деньги. Тех кто отказывался платить, Ваппи сажал на долгое время.
Но история была не на его стороне. В 1910 в штат Вашингтон дал женщинам право голоса. (Это кстати было за 10 лет до того как 19 поправка к Конституции позволила женщинам голосовать во всей стране.) Первым же делом, женщины Сиэтла организовали особые выборы по отстранению Хирама Гилла с поста мэра. В 1911 году он стал первым крупным чиновником в США, кого отстранили от поста путём особого голосования.
А Ваппи сняли с должности и даже на какое-то время посадили в тюрьму. Реально перегнул он с этими своими "штрафами".
Впоследствии Гилл избирался мэром ещё дважды. Мы в Сиэтле любим по многу раз повторять плохие затеи.
* * *
"А знаете, как наш город разбогател?" спросил нас гид.
"За счёт Старбакса?" выкрикнул я из толпы (это было всё, что я знал про Сиэтл).
"Нет. Это было намного раньше. Понимаете, началась очередная Золотая Лихорадка..."
Но это уже другая история.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →