Это очередной пример независимой работы американских судов, которые нередко выносят приговоры не в пользу государственных структур страны.
Если вкратце, то история отношений белых американцев с коренным населением в 1800х годах примерно такая: желая выселить индейцев с приглянувшихся им земель, американские власти отводили им территорию где-нибудь на незаселенном западе. Потом, через пару десятилетий, приходили новые колонисты, занимали новые территории, и индейские племена вытеснялись дальше. Эти взаимоотношения хорошо передаются в одной притче из книги Sapiens.
История превращения Оклахомы в штат в составе США должна была положить конец этой закономерности.
Начиная с 1830х американский Конгресс выселил пять индейских племён с различных земель, и выделил им в пользование территорию, которая сейчас занимает восточную половину штата Оклахома. Только среди племени Чероки было переселено около 17,000 членов племени, а вместе с ними где-то две тысячи принадлежащих им рабов. (Рабство на индейских территориях США отменили уже после окончания Гражданской Войны.)
Индейские народы пытались создать свой собственный штат - "Секвойя", однако Конгресс не захотел поддерживать такую инициативу. Вместо этого, президент Рузвельт добился компромисса: индейские территории будут объединены с неиндейскими в один общий штат: Оклахома.
В конце XIX века земли по соседству с индейскими резервациями Оклахомы были заселены белыми американцами, в частности в результате "земельных гонок": в назначенный час искатели бежали наперегонки занимать самые лакомые участки земли.
Согласно компромиссу конституция нового штата должна была гарантировать равноправие всем жителям. В 1907 году Оклахома стала 46 штатом.
Однако, как оказалось, создавая новый штат, Конгресс так и не принял законодательство, расформировывающее резервации на этих землях.
Выяснилось это довольно удивительным образом: дело в том, что резервации - довольно любопытная идея с точки зрения закона. На их территории распространяется суверенитет США, однако некоторые полномочия отводятся племенным правительствам. Одно из них - криминальное разбирательства над своими соплеменниками. И вот, недавно, некий Джимси МакГёрт, отбывающий с 1990х пожизненное наказание за "сексуальные преступления по отношению к несовершеннолетнему лицу", решил подать иск в суд за неправомерное судебное разбирательство.
Указывая на своё индейское происхождение, МакГёрт заявлял, что у государства заведомо не было права судить его за преступление, совершённое на территории индейской резервации, которую, как оказалось, никогда официально не расформировал Конгресс.
Дело дошло до Верховного Суда, где один из назначенцев президента Трампа, Нил Горсач, стал решающим голосом в пользу МакГёрта, а значит, и коренных народов. Горсач имеет репутацию принятия решений строго согласно тексту законов, без излишних толкований. А тут, сказал он, текст довольно очевиден: Конгресс в 1830х дал индейским племенам широкую автономию в Оклахоме, а после, никогда не забирал её, значит те договоры остаются в силе, а вся восточная половина Оклахомы - остаётся землёй индейцев, на которой действуют особые правила.
Полностью оценить все последствия, вытекающие из такого решения сейчас нелегко, но это по-любому хорошенько встряхнёт политический ландшафт Оклахомы. Но ничего этого не остановило верховный суд от признания на этот раз законных прав коренных народов.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →