К 50 сенаторам-демократам в голосовании "Виновен" присоединились семь республиканцев. И хоть этого было недостаточно для того, чтоб признать бывшего президента виновным, такое количество однопартийцев, готовых осудить Трампа посылает чёткий сигнал, что заметная фракция в партии хочет как можно скорее избавиться от его наследия. Но, пожалуй самым интересным событием сегодняшнего дня была речь одного из тех республиканцев, кто проголосовал "Не виновен":
Мы помним, что год назад, против Трампа проголосовало всего 48 сенаторов. Сегодня - на 9 больше. Тогда только один сенатор из Республиканской партии проголосовал за отстранение президента. Он тогда выступил с речью в Сенате, и многие его тут же осудили как предателя. На этот раз против Трампа было сказано довольно много слов, но самые громкие прозвучали от весьма неожиданного человека:
Митч Макконнелл, лидер республиканской фракции в Сенате, давно имеет репутацию расчётливого стратега, который всё делает из политической выгоды, а не из-за каких-то принципиальных убеждений. Он долгое время посылал через своих подчинённых сигналы, что доволен импичментом Трампа, и даже раздумывает, не проголосовать ли за обвинительный приговор. Но было ясно, что на такой шаг он будет готов только в случае, если будет уверен, что на обвинение хватит голосов. Нет смысла портить себе репутацию среди республиканцев, и одновременно не добиться того, за что голосуешь.
В итоге Макконнел счёл более выгодной стратегией проголосовать "не виновен", но сразу после окончания голосования толкнул речь, где сказал о действиях президента примерно следующее (перевод мой, так что не судите строго):
...Они это сделали, потому что им скормил дикую ложь человек, занимающий высший пост. Потому что он был разгневан проигранными выборами. Действия бывшего президента Трампа в преддверии беспорядков были постыдным невыполнением служебного долга.
Не может быть никакого сомнения, что президент Трамп практически и морально несёт ответственность за подстрекательство событий того дня. Никакого сомнения. Люди, которые штурмовали это здание верили, что они действовали по желанию и указанию своего президента. И эта вера была предсказуемым последствием растущего крещендо лживых заявлений, теорий заговора, и безответственных преувеличений, которые проигравший президент не переставая кричал в самый крупный мегафон на планете.
Дело тут не только в несдержанном языке президента 6 января, и не только его поддержка заявлений соратника, который предложил "вершить суд поединком". А ещё во всей раздутой из ничего атмосфере грядущей катастрофы, всё более невероятные мифы - мифы о сокрушительной победе на выборах, которую каким-то образом украли, какой-то тайный переворот под руководством нашего нынешнего президента. Тогда я защищал право бывшего президента оспаривать результаты в нашей судебной системе. Судебная система решила. Коллегия выборщиков решила.
И я поднялся и сказал ещё тогда - результат выборов определён. Всё закончилось. Но это лишь дало начало новой главе ещё более диких и ничем не подкреплённых заявлений. Предводитель свободного мира не может целыми неделями бушевать на темы таинственных сил, которые вот-вот украдут нашу страну, а потом с притворным удивлением реагировать на то, что люди ему поверили, и пошли на безрассудные действия.
К сожалению, многие политики иногда говорят пылкие слова, используют метафоры - нам их показали - которые неуравновешенные люди могут неверно истолковать. Но тут у нас нечто совсем иное. Это была растущая какофония теорий заговора, дирижируемая уходящим президентом, который казалось намерен или отменить волю избирателей, или сжечь все наши институты по пути к выходу. Это непростительное поведение не закончилось, даже когда началось насилие. Что бы наш бывший президент не говорил о своих ожиданиях в тот день, на какую бы реакцию он якобы не надеялся, мы знаем, что он смотрел то же телевидение, что и мы все. И оно показывало толпу, нападающую на Капитолий с его именем на устах.
Эти преступники несли его знамёна, размахивали его флагами, и кричали о своей верности ему. Было очевидно, что только президент может всё это остановить. Он был единственный, кто мог это сделать. Бывшие помощники публично умоляли его так и сделать. Союзники судорожно звонили в администрацию. Но президент не стал действовать без промедления. Он не выполнил свою работу.
Повторюсь: это слова сенатора из партии Трампа, который проголосовал за то, чтоб его оправдать. Во второй половине речи Макконнелл объяснил своё голосование за "Не виновен" тем, что по его мнению у Сената нет права судить бывшего президента (несколькими днями ранее большинство сенаторов проголосовало против такой трактовки).
Видео всей его речи на английском можно посмотреть тут (осторожно, не засните - Макконнелл очень нехаризматичный товарищ!):
У меня нет никаких сомнений в том, что Макконнел действительно верит во всё то, что сказал про Трампа. Но я так же не сомневаюсь, что он и раньше не тешил никаких иллюзий по поводу бывшего президента. Просто раньше говорить такое было политически невыгодно. А сейчас - сейчас ещё явно не достаточно изменилось, для того, чтоб Макконнелл мог проголосовать за осуждение Трампа. Но явно какой-то лёд тронулся, иначе вряд ли лидер республиканцев решился бы на такие смелые слова.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →