Несомненно, это была трагедия мировых масштабов, но те, кто жил в то время в Нью Йорке всё же ощущают её в первую очередь как "свою". Уж слишком много жителей знали кото-то, кто был в тех небоскрёбах, или должен был быть, или мог бы. У каждого нью-йоркца есть своя история о том, как они или их близкие чудом избежали страшной участи, как переживали тот ужасный день. У меня этих историй несколько:
* * *
Самая первая связана с тем, как я получил своё первое предложение о трудоустройстве в престижной финансовой фирме. Но потом, в последний момент они решили, что я для них слишком большой лентяй. Если бы я уже тогда (в свои 19 лет) не был таким лентяем... Страшно подумать.
* * *
Вторая - в тот самый день.
Осенью 2001 я работал в Даунтауне, в паре кварталов от башен-близнецов. Это была моя третья работа: поняв, что для финансовой фирмы я не очень гожусь, я стал устраиваться в интернет-стартапы, которых тогда было много. Инвесторы раздавали деньги направо и налево, дерзкие предприниматели основывали бизнесы, а потом прогорали, когда заканчивались деньги. И я переходил в новую контору.
Но в тот день я был дома. Десятого сентября я вернулся из отпуска в Испанию, и решил взять лишний выходной, чтоб немного прийти в себя после смены часовых поясов (сегодня мне это кажется неоправданным расточительством отпускного дня!) Я хотел выспаться, но не тут-то было...
Где-то в 9:15 утра меня разбудил телефонный звонок. Это был Яша
— Включи телевизор! — сказал он.
— На какой канал?
— Да не важно! На любой!
Я включил. На всех каналах был "снег". Никакой картинки, а вместо звука одно шипение. Все телевизионные антенны находились в то время на крышах башен-близнецов.
— Ни один канал не работает... — растеряно сказал я в трубку — А что случилось?
— Ты не поверишь! Пол часа назад какой-то идиот врезался самолётом в одну из башен Ворлд Трэйд Центра!
— Ничего себе!
— Да! А потом через минут двадцать, ещё один на другом самолёте влетел в другую! Теперь говорят, что это может быть теракт.
Фото: Alex Kneller
Через ещё пятнадцать минут я был у Эллы, которая жила тогда на соседнем квартале. У Эллы дома было кабельное телевидение, можно было смотреть новости. По всем каналам действительно был один и тот же сюжет. На момент, когда я к ней прибежал, оба небоскрёба ещё стояли.
Но стоять им оставалось недолго. В 9:59 южная башня медленно сложилась и упала в прямом эфире CNN. Я прекрасно помню, как диктор, ведущий трансляцию переспрашивал у корреспондента:
— Что, весь фасад обрушился?!
— Нет, вся башня упала. Целиком! — отвечал тот. А мы смотрели на эту страшную картинку, напоминающую голливудский фильм про вторжение инопланетян.
* * *
Мобильная связь - относительно новая штука в то время - довольно быстро перегрузилась и упала. Мобильного интернета не было и в помине, а СМСками ещё мало кто пользовался, поэтому все пытались прозвониться тем, кто работал в тех краях. Звонки не проходили, и все очень нервничали. Лишь ближе ко второй половине дня - а то и к вечеру - стала вырисовываться общая картина.
К счастью, из моего круга общения никто не пострадал. Но и среди них были "близкие" истории...
* * *
Мама тогда работала прямо через дорогу от Близнецов. Её остановка метро находилась непосредственно под этим комплексом, рядом с подземным торговым центром, куда мама ходила закупать одежду до работы. В тот день она специально приехала пораньше, чтоб что-нибудь купить. Долгое время у неё даже хранился чек из одного из магазинов, на котором стояло время 8:45 утра, за одну минуту до момента, когда первый самолёт врезался в Южную Башню.
Заплатив на кассе, мама выходила из комплекса на улицу, когда услышала громкий взрыв где-то над головой. Вместе с испуганной толпой они побежали к соседнему зданию - большому магазину, и уже оттуда увидели дым, поднимающийся над небоскрёбом. Не совсем понимая, что делать, мама пошла дальше, на работу.
Когда стало ясно, что произошло, там никто не знал, как реагировать, и работников ещё час держали на местах. А потом маме пришлось пешком идти через Бруклинский мост, чтоб попасть домой, так как метро не работало.
* * *
Мой друг Сашка тоже работал в даунтауне, и в тот день как обычно приехал утром на работу. Но, увидев пылающие башни, купил в ближайшем магазинчике одноразовый фотоаппарат, и пошёл фотографировать происходящее.
Фото: Alex Kneller
Когда одна из башен рухнула, он стоял на улице в паре кварталов. Его чуть было не завалило тучей пепла, пыли и осколков - чуть ли не наощупь нашёл какую-то забегаловку, в которой укрылся, пока всё это не осело.
* * *
Однокурсница застряла в метро, в одной остановке от ВТЦ. В какой-то момент в метро отключили электричество, и они остались в жаркой душной темноте, где находились несколько часов. Потом их выводили на улицу по рельсам, и, попав на поверхность они увидели вокруг себя полностью изменившийся город.
* * *
Кто-то (уже не помню, кто) рассказывал, как смотрел из соседних зданий на то, как выбрасываются люди из окон. Те, кто находился в близнецах на этажах над взрывами понимали, что шансов на спасение у них нет.
* * *
Много лет, встречая каких-то людей впервые, я удивлялся, как много в Нью Йорке таких историй - о том, как люди почти стали жертвами этого страшного дня, как близки они были. И я всегда удивлялся тому, сколь многим повезло, что они "почти". И лишь пару лет назад я понял, что это классическая ошибка выжившего. Те, у кого было не почти - чуть меньше трёх тысяч жителей нашего города - разумеется, с ними мне уже было не суждено встретиться, и узнать их истории с того дня.
* * *
Сегодня на месте Близнецов находится мемориал. Там где были башни сейчас вырыты два квадратных котлована, а бассейнами-водопадами, а по периметру написаны имена всех жертв терактов того дня. Рядом находится здание-ёж - новый транспортный узел архитектора Сантиаго Калатравы, на смену той подземной станции метро.
Каждый день служащие мемориала вставляют живые розы в имена тех, чей день рождения выпал на эту дату. Думаю, они уже давно запомнили, в какие буквы легче вставляются цветы, и в каком месте это надо делать. А работники со стажем учат этому новичков.
* * *
Прошло двадцать лет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →