Они каждые несколько этажей немного сужаются, создавая различные уступы и террасы. Я никогда не задумывался, почему именно такой стиль породил Нью Йорк в первой половине ХХ века. А, зря! Ведь, как оказалось, так вышло совсем не случайно...
К началу 1900х годов в больших городах США уже научились строить высокие здания. Если раньше 5-6 этажей считались пределом, то изобретение лифтов и новые технологии строительства позволили архитекторам тянуться всё выше и выше в небо. Высотные здания стали появляться в Нью Йорке и Чикаго.
Но люди переживали, что новые небоскрёбы превратят улицы городов в глубокие каньоны, лишённые дневного света. Надо было что-то делать, чтоб ограничивать безудержный рост этих чудо-зданий. Одним из примеров проблемных высоток стало здание Equitable - 38-этажка с абсолютно вертикальными отвесными стенами. На картинах это выглядело светло и красиво, но с точки зрения пешеходов на улице, это здание вздымалось над ними, закрывая всё небо.
Есть такая красивая легенда, что именно эта высотка, построенная в 1915 году подтолкнула городские власти к действию. На самом деле, к тому моменту в Нью Йорке уже работала комиссия, которая должна была установить новые правила строительства, и для них Equitable Building стал лишь ещё одним примером того, что пора вводить какие-нибудь ограничения.
Самое простое, что можно было бы сделать - это ограничить высоту строительства. Но власти Нью Йорка гордились своими высотками. Более того, никто не хотел уступать Чикаго первенство по небоскрёбам. Поэтому, как компромисс они придумали другой план, который вступил в силу в 1916 году и продействовал полвека.
Для его внедрения даже пришлось вносить поправку конституцию штата Нью Йорк, чтоб позволить городским властям вводить ограничения на то, что собственник может построить на своей земле.
Суть новых правил была проста: они разделили весь город на зоны "коэффициентов" - в зависимости от востребованности недвижимости в том или ином районе, ему присваивался коэффициент: 1, 1½, 2 или 2½.
Коэффициент умножался на ширину улицы, чтоб получать максимальную высоту здания, не требующего отступа от тротуара. Например, если ваш коэффициент был 2, а ваша улица - 20 метров в ширину, то вы могли построить 40-метровый дом, прямо вверх, без всяких уступов или террас.
Но если вам хотелось чтоб дом был ещё выше, то надо было начать его сужать. Каждый метр, на который проект здания отступал от тротуара, умножался на коэффициент, и давал возможность построить ещё на столько метров вверх. В принципе, теоретический профиль стен такого здания мог быть наклонным. Но на практике строители находили ступенчатые формы с балконами и террасами куда практичней.
И тут коэффициент играл огромную роль. Разумеется, самые высокие небоскрёбы выросли в зонах, где он был 2½.
Согласно правилам 1916 года, зданиям надлежало отступать от тротуара всё дальше и дальше с каждым этажом, пока оно не сузилось до 25% от изначальной площади участка. После этого уже можно было строить прямо вверх сколько угодно. Кстати, знаменитый Empire State Building именно так и построен: многим кажется, что это просто высокая узкая башня, но на самом деле у здания есть довольно широкое основание, которое обычно не попадает в панорамные фотографии.
После того, как правила 1916 года вступили в силу, в Нью Йорке на протяжении пятидесяти лет строили вот такие красивые ступенчатые башни. Это и сформировало чисто нью-йоркский стиль, который, впрочем вскорости разлетелся по всему миру.
Здания ар-деко обязательно сужались к верху, и чем-то в этом походили на свадебные торты.
В 1960х правила поменяли на гораздо более сложную систему, позволяющую хозяевам недвижимости скупать вертикальные метры у своих непосредственных соседей.
В городе снова стали появляться абсолютно вертикальные высотки.
Но почти везде, куда не посмотри, сегодня можно заметить остатки той великолепной эпохи, когда простая система зонирования всего города на четыре разных коэффициента, породила столь интересный архитектурный стиль. (Который, был окончательно дополнен, когда хитрый Крайслер решил немножко поджульничать с высотой своей башни.)
Я, кстати, где-то слышал, что Сталинские высотки в Москве тоже вдохновлены небоскрёбами НЙ. Может кто знает, так ли это на самом деле?..
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →