Но тут есть одна загвоздка: оказывается законодательство США предусматривает ограничение того, сколько этого долга может быть. Правда, законы на то и существуют, чтоб их менять, и на протяжении всего ХХ века когда Америке нужны были ещё деньжата, Конгресс просто принимал поправку к закону, увеличивающую допустимый уровень этого долга. Но это было когда наш Конгресс умел договариваться, находить компромиссы, и вообще ответственно относился к своим обязательствам. А теперь...
Теперь вот уже больше десяти лет, каждый раз, когда мы подходим к этому самому пределу госдолга, начинаются споры и дебаты. Что будет если эту планку допустимого долга во время не поднять? Это не совсем ясно. Самый страшный из возможных результатов - неспособность США обслуживать существующий долг, такое называется страшным словом "дефолт". С Америкой никогда раньше такого не бывало. Более того, раньше это казалось немыслимым, а сейчас каждые пару лет все задерживают дыхание и гадают, смогут ли партии договориться на этот раз, или политические распри всё же приведут страну (а может, и всю мировую финансовую систему) к катастрофе?..
Тут важно понять, что у Конгресса есть два отдельных способа контролировать государственные деньги. Первый - это принятие бюджета, который выделяет те или иные средства на разные нужды: оборонку, социалку, и т.д. А второй, это одобрение растущего госдолга, если бюджет оказался дефицитным (то есть, если тратим мы больше, чем собираем налогов). А дефицит у нас практически каждый год - последний раз его не было аж при Клинтоне! Так вот, чисто теоретически, один и тот же Конгресс может сперва принять какой-то бюджет, нараздавать обещаний, а потом отказаться поднимать уровень госдолга, чтоб за всё это заплатить!
В общем то обе наши политические партии согласны, что дефолта допускать нельзя. Но когда доходит до момента, когда следует принять закон об увеличении планки госдолга, Республиканцы начинают говорить о том, что пойдут на такой шаг только при условии, что будущие бюджеты будут заметно урезаны, чтоб страна перестала жить в долг и тратить больше денег, чем зарабатывает.
Вернее, надо быть точнее: Республиканцы заводят такую шарманку только в тех случаях, когда в Белом Доме сидит президент-Демократ. Когда на этом посту был Трамп, они согласились увеличить госдолг без особых возражений. А вот при Обаме и Байдене, до последнего грозились довести дело до дефолта, если только правительство не урежет затраты в будущем.
При всех этих президентах США увеличивали свой госдолг
В итоге, каждый раз стороны договаривались в самый последний момент, и финансовой катастрофы не случалось. Но осадочек, как говорится, оставался. Например, в 2011 году рейтинговое агентство Standard & Poors понизило свою оценку надёжности американских облигаций с AAA до AA+.
На данный момент планка допустимого госдолга установлена примерно на 31 с половиной триллион долларов. Последний раз её поднимали в декабре 2021 года, когда Демократы контролировали обе палаты Конгресса. Сейчас же, у Республиканцев большинство в Палате Представителей, и они снова заявили, что не намерены просто так увеличивать допустимый госдолг, без каких-то попыток сбалансировать бюджет - то есть, снизить государственные расходы.
Пару недель назад, когда вся страна наблюдала за тем, как Республиканцы 14 раз пытаются выбрать себе Спикера, именно это стало одним из требований: чтоб получить свою должность, Кевин Маккарти обещал, что не выставит на голосование законопроект, поднимающий планку госдолга, но не урезающий при этом бюджетных расходов.
Позиция Демократов по этому вопросу радикально иная: увеличивать долг надо без каких-либо условий, так как это всего лишь плата за расходы, которые Конгресс уже одобрил на стадии принятия бюджета. И если кто-то хочет бюджетные расходы урезать, то надо это делать когда идут дебаты на тему бюджета, а не когда настало время платить по счетам. Байден уже заявил, что не собирается торговаться на этот счёт с Республиканцами: мол вы поднимайте планку долга сейчас, а про бюджет поговорим осенью.
Как видите, стороны довольно публично заняли максимально жёсткие позиции, после которых не так-то просто будет пойти на какие-либо уступки или компромиссы.
Тут Демократы сделали довольно хитрую вещь. Они попросили своих Республиканских коллег представить список тех статей государственных расходов, которые они предлагают урезать. Дело в том, что львиная доля затрат США уходит на три вещи: государственная пенсия Social Security, медицинское страхование для пенсионеров, Medicare, и оборонка. Все три крайне популярны, особенно среди избирателей Республиканцев (которые, как правило, люди постарше). Многие экономисты считают, что сбалансировать бюджет, не трогая эти три графы невозможно. А любое предложение их сократить будет крайне болезненным с политической точки зрения.
Пока что Республиканцы сказали, что не готовы публично озвучить свою версию нового бюджета, но пообещали, что выплаты и медстрахование для пенсионеров трогать не будут.
Тем временем уже пару недель назад министр финансов США, Джэнет Йеллен, заявила, что планка максимального долга США уже достигнута. Однако, в таких случаях, у минфина есть несколько месяцев, когда они могут продолжать государственные выплаты за счёт так-называемых "эсктраординарных мер", которые не включают в себя выпуск новых облигаций. Как правило, они делают паузу в отчислениях в различные фонды, перенаправляя средства на сиюминутные обязательства правительства. (Задолженность перед фондами, в свою очередь, будет погашена, когда лимит долга будет увеличен.)
По прогнозам минфина, у наших политиков есть где-то до июня, чтоб договориться насчёт долга и избежать дефолта. Это как-то совсем немного времени. Будем надеяться, что это время они проведут за чем-нибудь более полезным, чем попытки подсчитать, какая из партий набрала больше долгов. Тем более, что всем и так понятно, что это были
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →