При этом его самый вероятный конкурент от Республиканцев, наш любимец Дональд Трамп, всего на три с половиной года младше. Но если вы хотите посмотреть на настоящих рекордсменов американской политики, следует обратить своё внимание на американский Сенат. Вот уж где никаким эйджизмом то не пахнет!
Возьмём, к примеру, лидера Республиканского меньшинства в Сенате - Митча Макконнела (на заглавном фото - справа). Он почти на год старше Байдена - сейчас ему 81, и он впервые избрался сенатором от штата Кентукки 38 лет назад. То есть, практически полжизни уже сенаторствует. Дорос до лидерской позиции, и много чего сделал для своего консервативного фланга. Недавно у него случилась пара странных эпизодов: во время общения с прессой, Макконнел просто "зависал", как старый компьютер. Переставал говорить, застывал, просто смотрел вперёд, и хлопал глазами. После 10-20 секунд такого, его под руки уводили помощники, и потом, где-то через полчаса, он снова появлялся, и говорил, что всё у него в порядке.
Никаких объяснений такому поведению пока не давалось. И, хотя врачи утверждают, что Макконелл с медицинской точки зрения полностью дееспособен, и ничего страшного не произошло, злые языки начали говорить о том, что может быть ему пора на пенсию. (Его нынешний срок заканчивается в январе 2027 года.)
Но Макконнелл - отнюдь не самый пожилой из американских сенаторов. Эта честь принадлежит Дайэнн Файнстайн, Демократке, представляющей Калифорнию (слева на заглавной фотографии). Недавно ей исполнилось 90 лет. И если Макконнелл, за исключением двух эпизодов, не показывал никаких признаков деменции, то в случае с Файнстайн она уже явно начала сдавать. Несколько месяцев в этом году она провела в больничном отпуске, и даже её однопартийцы уже начали поговаривать о том, что не пора бы ей уйти в преждевременную отставку (нынешний срок закончится в январе 2025).
А самый пожилой сенатор-Республиканец - Чак Грассли - всего три месяца младше Файнстайн. Ему 90 исполнится через неделю.
Но все эти ребята просто смешны на фоне абсолютного чемпиона-долгожителя американской политики. Его звали Стром Термонд, и в 2002 году он отметил своё столетие прямо на сенаторском посту. Правда, уже через месяц после этого он ушёл на пенсию, а ещё через полгода скончался. (Вот что безделие делает с людьми!)
Если посмотреть на средний возраст американских сенаторов, то видно, что он действительно за последние годы заметно увеличился. Причём, это происходит в обеих политических партиях. Любопытно, что на протяжении ХХ века, несмотря на заметные колебания, этот показатель сильно не изменился.
В нижней палате американского Конгресса ситуация несколько получше - исторически средний конгрессмен где-то на 5-8 лет младше среднего сенатора. Но и здесь мы видим, что за последние годы происходит некоторое "старение".
Например, лидером Демократов до недавнего времени была Нэнси Пелоси, которой сейчас 83 года! И, хоть она в конце прошлого года уступила лидерство более молодой команде, она продолжает свою работу в Конгрессе, и сегодня объявила о намерении баллотироваться на новый двухлетний срок в 2024.
Если смотреть на президентов, то сложно пока назвать старение каким-то стабильным трендом: до Трампа и Байдена пост занимали довольно молодые политики (с возможным исключением Рейгана в 1980х). И если сейчас не похоже, что после выборов 2024 года у нас будет молодой президент, то ещё полгода назад победа 44-летнего Десантиса казалась вполне возможной.
Но почему так стареет конгресс?
Здесь сошлись сразу несколько факторов. Один из них - отсутствие ограничений на количество сроков. Если президенту запрещено избираться более двух раз, то для конгрессменов и сенаторов никаких пределов нет. (Некоторые, кстати, требуют, чтоб их ввели, но пока такие призывы остаются пустыми разговорами.)
Второй фактор - это поляризация отдельных штатов и, в случае Палаты Представителей - избирательных округов. Всё больше из них становятся "безопасными" для той или иной партии. Например, сложно представить, как Республиканец может стать сенатором в современных Калифорнии или Нью Йорке, а Демократ - в Вайоминге. Избирательные округа ПП ещё больше сдвигаются к одной из партий искусственным способом - из-за джерримендеринга. В результате, конгрессмена-долгожителя очень сложно победить на выборах. Политики из своей партии не посмеют бросить вызов на праймериз, а оппоненты из другой партии в данном округе часто неперспективны. Конгрессмены при желании успешно переизбираются где-то в 90% случаев (для сенаторов этот показатель немного ниже).
Так что, если политик уже пару раз переизбрался, то в большинстве случаев покинет свой пост только по собственному желанию - например, если пойдёт на повышение или на пенсию.
В последние годы население страны в целом становится старше, и вместе с этим считается, что 70- и 80-летние люди могут оставаться дееспособными, особенно на руководящих постах. Возможно, именно это и приводит к тому, что конгрессмены в Америке дольше и дольше остаются на своих местах.
Где же она, та молодая шпана, что сотрёт их с лица земли?..
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →