Как только я это узнал, я сразу понял, что должен во что бы то ни стало увидеть оба храма в ходе грядущей поездки! И, разумеется, как только я попал на Гавайи, сразу же - даже до того, как поесть там поке! - поехал новым, осмысленным взглядом смотреть на эту копию. А потом и оригинал увидел. Давайте сравнивать их вместе!
1. Датой основания японского храма Бёдо-ин считается 1052 год. То есть ему скоро будет тысяча лет. В то время один из влиятельных японских феодалов отдал под храм свою собственную виллу. Тогда же ему и название дали - оно, как утверждает Википедия, значит "Храм Равенства".
Храм пережил бурную историю (как, впрочем и сама Япония), и в 1951 году, через 900 лет после создания, был внесён в список национальных сокровищ страны. А в 1994 попал и в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО (правда, в качестве одного из "Исторических монументов древнего Киото" - там таких объектов много.)
Самое узнаваемое здание храма - Павилион Феникса, названное так за двух позолоченных фениксов на крыше, которые были добавлены в период сёгуната Токугавы.
2. Оно изображено на реверсе монете в 10 иен, а одного из фениксов можно увидеть крупным планом на задней стороне 10,000-иеновой купюры.
Именно Павильон Феникса решила скопировать японская община в 1968 году чтоб отпраздновать столетие переезда первых японцев на острова.
3. Ну что! Давайте сравнивать! Так как в ходе моей поездки я сначала попал на Гавайи, то и показывать вам буду сначала копию а потом оригинал. Одно явное преимущество гавайского храма в том, что за ним стоят высокие, покрытые зеленью горы.
Эта копия - как и реплики древних японских замков в самой Японии - воспроизводит форму здания с помощью новых материалов и технологий. Гавайский Бёдо-ин построен в основном из бетона.
4. А вот и оригинал. Как видите никакого задника за ним нет. Зато здание построено из дерева, и без использования гвоздей. Я, правда, так и не смог найти информации о том, когда его в последний раз реставрировали, и была ли это бережная минимальная реставрация современной Японии, или же что-то из серии "тысячелетний храм сгорел - не беда, построим новый".
5. Вид сзади. Реплика:..
6. ..и оригинал:
7. Реплика:
8. Оригинал:
9. Колокол на Гавайях. Позвонить в него может каждый посетитель - было бы желание.
10. Колокол в Удзи. Звонить дозволено только монахам, в ходе церемоний.
11. Найдите десять различий! Реплика:
12. Оригинал:
13. В центре павильона на Оаху сидит статуя Будды Амиды. Можно спокойно зайти и сфотографировать.
14. В храме в Удзи похожая статуя. Считается, что это работа скульптора Дзётё, который жил в период Хэйан (794 - 1185 годы н.э.) Для того, чтоб посмотреть на неё, надо покупать отдельный билет на конкретное время, и заходить в павильон с группой под пристальным надзором нескольких сотрудников храма.
Фотографировать внутри строго запрещено. Но если яркая краска снаружи павильона вызывает вопросы на тему даты последней реставрации, то внутри всё выглядит ровно так, как и можно ожидать от здания, которому скоро стукнет тысяча лет. (Хотя, впоследствии оказалось, что некоторые статуи Бодхисаттв, окружающих Будду, всё же копии, а оригиналы перенесли в музей храма.)
15. В храме на Гавайях висела вот такая табличка - возможно, перечисляющая имена спонсоров этого храма.
16. В Японии храму жертвует понемногу огромное количество людей. Они продают входные билеты, талисманы, каллиграфические росписи в паспортах пилигримов, и много чего ещё. Ну и крупные пожертвования тоже, думаю, принимают.
А посетителям можно было посидеть, и повтыкать на яркие осенние краски, которые в те дни были во многих храмах в Киото и окрестностях.
17. Ну, что скажете? Какой из двух храмов вам больше понравился?
Гавайская реплика или японский подлинник? Какой из них больше хотели бы посетить?