Пару дней назад мы с Тоней на него сходили, и я в очередной раз получил огромное удовольствие от почти настоящего, нарисованного Токио - такого узнаваемого, и в то же время улучшенного руками мультипликаторов.
Где-то двадцать лет самой знаменитой фигурой в жанре японских мультфильмов был Хаяо Миядзаки, автор Тоторо, Принцессы Мононоке, и Унесённых Призраками. Его работы пользовались ошеломительным успехом в родной Японии, и были широко известны на Западе - однажды он даже Оскара выиграл! Действие фильмов Миядзаки происходило в сказочных, исторических мирах и несуществующих странах. И хотя он конечно же питал вдохновение из существующей природы, его фильмы редко были привязаны к какому-то особо узнаваемому месту.
В этом плане подход Макото Синкая абсолютно противоположен. Молодой режиссёр обожает гипер-реализм. Из его фильмов видно, что он очень привязан к многочисленным повседневным мелочам, которые отличают Японию от любой другой страны, он идеализирует современную Японию, и особенно - современный Токио.
Это видно практически во всех его фильмах: в "Пяти сантиметрах в секунду", в предыдущем блокбастере "Твоё имя", и особенно в "Дитя Погоды", где весь фильма показывает нам жизнь обыкновенных подростков в столице Японии. Разумеется, это всё же аниме, так что в фильме есть молодая любовь и определённая доля мистики, но в общем, когда я смотрел этот фильм, это было не главным.
Как в "Однажды в Голливуде", сюжет тут практически второстепенен. Отсутствуют как таковые отрицательные персонажи. Мне, как человеку, который старается каждый год ездить в Японию, эту картину было приятно посмотреть только за то, что она так великолепно воспроизводит быт этой страны.
Синкай очень любит свой город, находит его самые красивые уголки, и выставляет их напоказ в очищенном, идеализированном виде. После успеха "Твоего имени", в Токио появились новые места для фото-паломничества, и то же самое наверняка произойдёт с "Дитём погоды".
Я впервые столкнулся с творчеством Синкая случайно. Три года назад мы с Тоней были в зимнем Киото. Стемнело довольно рано, и мы решили наугад пойти посмотреть какой-нибудь фильм в местном кинотеатре. По времени подходил только какой-то мультик, который и оказался "Твоим именем". Всё было на японском и без субтитров, так что мы только смутно догадывались о том, что там происходит. Зато не могли оторвать глаза от великолепно нарисованных знакомых мест. (В итоге я тогда пересмотрел его, уже с субтитрами, во время перелёта домой.)
До сих пор, самое большое удовольствие в его фильмах я получаю именно от очень детальных изображений знакомых мне мест. К счастью, режиссёр кроме малоизвестных уютных уголков, изображает и ширпотреб, который узнает любой турист, пробежавшийся галопом по центральным районам Токио.
Например, вот вид со смотровой площадки небоскрёба Мори, в Роппонги. Это он в "Дитя погоды":
А это у меня в фотоархиве! (В этой башне находился один из офисов Гугла!):
Вот ещё - в центре кадра башня Cocoon Tower:
А я её только месяц назад фотографировал в такую же дождливую погоду!
И ещё - вид на Радужный Мост с Одайбы:
На этот мост ведёт очень странная петля метро!
Короче, я от фильма получил огромное эстетическое удовольствие. Про сюжет писать не буду, об этом можете в сети почитать - если честно, то он мне понравился меньше чем "Твоё имя". (А трейлер вообще какой-то слабенький!) Но всё равно, если вы хоть сколько то любите японскую культуру, и саму Японию - то я очень посоветовал бы вам его посмотреть.