Я прыгнул в такси, и отправился в мечеть, в надежде, что у меня не будет таких проблем, как в Брунее - там попасть в главный храм мне толком так и не удалось. К счастью, в Бахрейне довольно расслаблено относятся к таким вопросам, и я смог не только посмотреть на мечеть изнутри и увидеть службу, но и побеседовать о религии с одним из местных служащих.
1. Здание Мечети аль-Фатиха относительно новое - его возвели в 1988 году, с применением новейших на тот момент технологий. Например, главный купол мечети полностью сделан из стекловолокна - это крупнейший в мире купол из такого материала. Я приехал сюда после обеда, и удивился тому, насколько безлюдным было пространство вокруг мечети.
"Наверняка всё закрыто, и меня не пустят, зря ехал" ехидно нашёптывал мне мой внутренний пессимист. К счастью, как частенько бывает, он оказался неправ.
2. На входе столбики с флагами служат точками сбора туристических групп из разных стран. Мне было приятно, что в добавок к стандартному набору европейских языков, тут был и вариант на русском. Правда, тут вообще не было людей. Я обошёл столбики, и робко заглянул внутрь через широко распахнутые гигантские двери.
3. "А можно у вас тут посмотреть?.." спросил я у первого живого человека, который мне повстречался. Спросил по-английски. В Бахрейне все, кто мне повстречался отлично на нём говорят.
"По-английски?" спросила она. Я кивнул. "Сейчас найду. У нас на сегодня все туры закончились, но кажется есть человек, который вас в индивидуальном порядке может поводить. А то у нас одна только группа сейчас," она махнула в сторону кучки людей на дальнем конце дворика, "но они русские."
4. Я долю секунды раздумывал, не сознаться ли мне, что я тоже говорю по-русски, но решил, что пусть лучше у меня будет частный гид, и промолчал.
Девушка ушла искать мне сопровождающего, а я остался один в огромном дворике мечети.
5. Через пару минут ко мне вышел молодой человек с роскошной бородой. Кажется он представился Афзалом - по крайней мере, такое имя у меня записано в телефоне (но не написано, что это гид из мечети, так что возможно я ошибаюсь).
Зная, что во многих мусульманских странах не очень любят пускать неверных в свои святейшие здания, и что не любят, когда они там начинают фотографировать, я тут же попросил его сообщить мне, если что-то не стоит снимать.
"Без проблем, фотографируй что хочешь," сказал он "не думаю, что Аллах обидится, если тебе понравилась наша архитектура, и ты её хочешь на память сфотографировать. Только обувь лучше оставь снаружи."
Я подумал, было, что может на фотографию Аллах и не обидится, а вот на уличную обувь... Но Афзал видимо увидел выражение на моём лице и сказал:
"Аллаху, конечно и до обуви тоже всё равно. Просто там внутри ковры, люди на них молятся, прикасаются к ним лбом. Поэтому мы, мусульмане, внутри мечетей обувь не носим. Это скорее обычай, чем заповедь."
6. Мы зашли в огромный главный зал. Это здание рассчитано на 7,000 человек, то есть это одна из самых крупных мечетей в мире. Внутри было одно открытое пространство, без каких-либо оград. Я тут же вспомнил Голубую Мечеть Стамбула, где в самом центре был загончик только для мусульман.
"А почему в некоторых странах в отдельные части мечетей неверных не пускают?" спросил я.
"Не знаю. Меня самого это удивляет. Мы ведь открытая религия, всегда приветствуем гостей, и именно так появляются новые верующие. Возможно, не все считают, что гости это хорошо."
7. Как он и обещал, Афзал поводил меня по всему зданию, и даже показал место, с которого по пятницам ведётся главная проповедь страны.
Я спросил, почему в великой мечети так пусто.
"Это место, куда люди приходят молиться в главные праздники. Мусульманам положено молится пять раз в день, и конечно никто не поедет ради повседневной молитвы в центральную мечеть - все ходят в свои районные. А вот по праздникам тут огромные толпы собираются. Иногда даже во дворе люди молятся."
8. Мы поднялись на второй этаж, где галерея, с которой отлично видно главный зал.
9. Здесь девушки из русскоязычной группы, в выданных им чёрных халатах, фотографировались на фоне огромной люстры, висящей под главным куполом.
10. "А скажи," спросил меня Афзал, пока я разглядывал эту люстру, "ты сам то кто по вере? Христианин?"
Я покачал головой... "Нет, я..."
"Иудей? Я кстати подумал, что..."
"Нет, я и не иудей, хоть я и еврей. Это немного сложно объяснить, но я... в общем, я атеист. Не верю в бога."
"Ох! Это очень интересно," обрадовался Афзал. "К нам не часто приходят атеисты. Слушай..." тут он взглянул вниз, где начали собираться люди. "Ты ведь никуда не спешишь? У нас сейчас молитва - Аср. Это недолго. Если можешь, подожди здесь минут десять, погуляй, и я вернусь, поговорим ещё."
"А можно, я буду фотографировать службу?" спросил я.
"Да, конечно. Только... если можешь, без вспышки, чтоб не отвлекать людей."
11. Он побежал вниз, где немногочисленные (на фоне такого огромного зала) мужчины выстроились в единую шеренгу позади имама, который стоял возле микрофона.
12. Он какое-то время что-то говорил им (я сверху не слышал, да и вряд ли бы понял)...
13. А потом началась сама молитва - все кому позволяло здоровье упали на колени, и прикоснулись головами к ковру.
14. Один мужчина молился сидя на стуле - видно, ему не так легко простираться на земле.
15. Всё это длилось минут семь - десять, после чего Афзал снова поднялся на галерею, где попросил меня ждать.
"Я рад, что ты остался. Мне всегда интересно говорить с атеистами. С людьми, которые думают, что всё это..." тут он обвёл руками вокруг нас, показывая то ли на мечеть, то ли на Землю, то ли на Вселенную, "...всё это появилось случайно."
"Но я не думаю, что это случайно. Есть законы физики, химии - я верю, что это они и приводят к тому, что... вот это всё..."
"А! Да, я подумал, что ты скажешь что-нибудь вроде этого. Но получается, что ты, как и я, тоже веришь во всевышнего. Только я называю его Аллахом, а ты - Вселенной и Законами. Значит между нами не такая большая разница."
"Не-е-ет," улыбнулся я. Мне приходилось раньше сталкиваться с подобным аргументом. "Разница всё таки есть. Ведь моя Вселенная не продиктовала своему пророку целую книгу правил того, как быть праведным атеистом. Ей всё равно. А у твоего Аллаха есть чёткое мнение на тему того, как людям следует жить. Что является моральным поведением, а что - нет. Мне кажется это не просто разница, это огромная разница."
"Я ведь тоже раньше был как ты. Не соблюдал заповеди Корана..."
"Но, не соблюдая их, ты продолжал верить в Аллаха. Ты просто на время стал плохим мусульманином. А я никогда в жизни не верил в существование бога. Возможно, это потому что меня так воспитали. Но даже если так - то и ты, быть может, не верил бы в Аллаха, если б тебе не рассказали о его существовании в раннем детстве."
Мы ещё долго - минут сорок - беседовали с ним о возвышенном, аккуратно подбирая слова, чтоб не задеть веру и чувства друг-друга. К сожалению, я уже не очень чётко помню детали той интересной беседы. Афзал оставил у меня впечатление человека, искренне желающего понять точку зрения своего собеседника.
На прощание он откуда-то достал книгу про Атеизм, и попытался подарить её мне. Я отказался, но сфотографировал, и пообещал как-минимум отыскать её потом в сети (это обещание я выполнил, но книгу так и не читал).
16. Удаляясь от мечети, я последний раз окинул взглядом её красивые современные очертания. Она показалась мне значительно проще, чем сказочная Белая Мечеть в Абу-Даби, но в её строгих очертаниях была своего рода элегантность.
Я шёл и думал, что если бы все верующие мира могли бы так вот спокойно и рассудительно беседовать о своих религиях (или их отсутствии), возможно, наша планета была бы чуть менее подвержена разного рода конфликтам...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →