Москвичам могу предложить представить себе город восторжествовавшего Церетели и архитектуры а-ля ТЦ Наутилус. Короче, я ходил и смотрел на всё это недоумевая. Посмотрите и вы:
1. Оказалось, что мой отель находится на центральной площади города. Первое, что я увидел, когда вышел из такси была огромная скульптура всадника. Всадник был на коне, конь - на огромном диске, диск - на колонне, а колонна - в фонтане.
2. Вся эта композиция смахивала на смесь памятника Петру Первому в Питере с памятником Петру Первого в Москве. Правда, эта скульптура гораздо новей их обеих - её возвели в 2011 году. По меркам памятников - считай позавчера!
3. Так как я только что приехал из аэропорта названного именем Александра Македонского, у меня не было сомнений, что передо мной ничто иное, как памятник этому самому Александру. Но, как оказалось, я ошибался: официальное название этой скульптуры - "Воин на коне". Как мне потом объяснили, хоть все и знают, что на самом деле это Александр Македонский, его решили так не называть, чтоб не расстраивать соседей-Греков, с которыми у страны (тогда ещё - просто Македонии) были и без того натянутые отношения.
4. Вокруг постамента "Воина на коне" стоят львы, из которых бьют струи воды. У подножия колонны стоят в напряжённых позах античные солдаты. Короче, всё говорит нам о том, что эта девятилетняя скульптура - наша связь с древней и богатой историей.
5. Наглядевшись на
6. Кроме царя на площади стояло ещё несколько видных деятелей, которых я с ходу не узнал.
7. Сначала я фотографировал таблички с их именами, чтоб потом найти информацию в сети, но потом понял, что их как-то уж слишком много.
8. Судя по одеяниям, они представляли различные времена и эпохи.
9. Были и групповые скульптуры.
10. А там, на дальнем берегу реки Вардар, стоял огромный подсвеченный дворец в стиле античного храма.
11. Тут надо сделать отступление, и показать вам вот этот мост - тоже через реку Вардар. Его в Скопье называют просто - "каменный мост", и это самое близкое, что есть к поистине историческому сооружению в центре города. Говорят, его построили в XV веке. Хотя, я не сомневаюсь, что он подвергался неоднократной реставрации.
Дело в том, что в 1960х в Скопье прошло землетрясение, которое уничтожило практически весь центр города, и ничего особенного тут не было вплоть до начала 2000х.
А в 2010 году националистическое правительство Македонии решило, что надо как-то привести столицу в товарный вид, заодно показав связь нынешней Македонии (тогда ещё не Северной!) с античной империей великого полководца. Короче, сказали тогда власти - надо сделать побогаче, чтоб сразу всем были видны наши национальные скрепы, и наши народные герои. Проект назвали "Скопье 2014".
12. Но тут вышла небольшая загвоздка, с героями то. Их в истории Македонии было не так чтоб очень много. Можно, например, посмотреть на Македонские деньги: где тут герои?
Ну это и понятно - ведь территория Македонии на протяжении тысячелетий входила в состав других империй, великих, и не очень.
13. Но, раз сказано, ваять великую героическую историю, а особенно, раз на это выделяются средства, то надо делать. И начиная с 2010 года, центр города начал перевоплощаться, под чутким руководством националистов в правительстве. Из строительной пыли начали прорисовываться очертания новой (и в тоже время древней) истории великого македонского народа.
14. На берегу реки Вардар стали возводиться новые здания с элементами античной архитектуры. Ну, а если говорить проще, то тупо с огромным количеством колонн, куполов, и фасадов "под греческий храм".
15. Вот, например, здание археологического музея. Колонны? Есть. Купол? На месте. Храмообразный фасад? Конечно! Впрочем, наверное не мне, как жителю Америки высмеивать тут Македонское величие. У нас в центре Вашингтона каждое второе здание не уступает по уровню пафоса, так что тут дело вкуса.
16. К новым зданиям через реку протянулись новые пешеходные мостики.
17. Вообще-то они конечно стальные, но сверху украшены скульптурами и "старомодными" фонарями.
18. Вот так это выглядит. С каждой стороны моста расставлены героические фигуры из богатой македонской истории.
19. Ну и фонари тоже очень богатые.
20. Осознав, что скульптур в центре Скопье невероятное количество, я забил на все попытки узнавать, кто где изображён.
21. Тут тебе и воины, смахивающие на персонажей из "Властелина Колец"...
22. ...И старцы - впрочем старцы тоже смахивают на кого-то из той же оперы.
23. Есть персонажи и посовременней. Кроме самих мостов (а их, напомню, два!), скульптуры также расставлены вдоль всей набережной.
24. А рядом ещё отдельная колоннада с музами.
25. Я думаю, что тут достаточно разных фигурок, чтоб посоревноваться с Терракотовой Армией в Китае! И их явно тоже делали на похожем конвейере - ведь весь центр практически реконструировали за восемь лет.
26. Часто архитекторы не знали, где остановиться. Вот, к примеру, довольно неплохое здание "под старину" - ну, условно мог бы быть какой-нибудь XIX век.
27. Но этого явно было недостаточно. С одного торца решили присобачить - конечно же! - колонны и фасад храма. Это ведь министерство иностранных дел, а не какая-нибудь там прачечная!
28. А между колоннами поставили ещё скульптуры в традиционных македонских нарядах.
29. Вообще возле входа в любое учреждение должны стоять неоклассические фигуры. Кажется, это у них такой дизайн-код, для центра города.
30. А ещё, на каждом здании висит мемориальная доска Матери Терезы. Почему? Да потому что вот она как раз таки родом из Скопье! То есть, действительно является исторической фигурой для нынешней Северной Македонии. Так что весь центр завешен вот такими досками с её высказываниями.
31. На некоторых фасадах их сразу по несколько штук.
32. А ещё... А ещё! О, я чуть не забыл про них. Власти решили, что было бы круто, если бы по реке плыли вот такие пузатые парусники-галеоны. Но не настоящие, а бетонные, и на сваях. Сваи тоже бетонные. Вот так взяли, и решили - построили несколько таких прямо у берега. Там размещаются рестораны, клубы, отели. Правда, круто вышло? А то река то мелкая, с низкими мостами, и нормальный дебаркадер сюда не пригонишь. Но ничего - взяли и построили несколько с нуля.
33. Что ещё?.. Вот здание современной оперы и балета. Два раза написали, чтоб понятней было.
34. Кстати, если отойти на минут пять пешком от всего этого современного великолепия, там вот такие тротуары и лестницы.
35. А, ну и фонтаны. Не думайте, что памятник, который не совсем Александру Македонскому - единственный фонтан. Ещё есть памятник который не совсем его отцу - Филиппу II. Он называется "Воин" (по той же причине, что Александра зовут "Воин на коне"). Это тоже фонтан.
36. Когда темнеет, всё это великолепие подсвечивают. Получается цветасто.
37. Исторические фигуры на новых мостах хорошо видны в темноте, на них направляют прожектора.
38. А вот скульптурная композиция у подножия фонтана "Воину". Здесь мы вроде как видим всю семью молодого Александра. Но конечно это не он (а то греки обидятся). Любое сходство тут чисто случайное.
39. Вообще, всё это напоминает мне скульптурные фонтаны на ВДНХ в Москве - правда я их со времён своего советского детства не видел. Они ещё работают?
40. А, чуть не забыл - ещё тут есть Кирилл и Мефодий. Они, кажется, тоже македонские.
41. Не обошлось дело и без триумфальной арки. У неё красивое название - Порта Македония.
42. Ещё один фонтан. Кстати, надо сказать, что скульптурных коней в центре Скопье очень много, и все они очень взбудоражены, если судить по выражению лица.
43. Всего программа "Скопье 2014" продлилась восемь лет. За это время власти потратили около полмилиарда евро, построили и отреставрировали несколько дюжин зданий и мостов. А уж сколько различных скульптур поставили... Подумать страшно.
44. В 2018 в стране была новая власть, она объявила о прекращении националистической реконструкции города, помирилась с Грецией, и даже уже снесла несколько самых спорных монументов. (Как часто бывает, оказалось, что тот, кого одни считают борцом за свободу, у других чуть ли не террорист. Знакомая история...)
К счастью, в Скопье сохранились и старые районы, с уютными узкими улочками, кафешками и магазинами. Там мы в следующий раз погуляем.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →