Но сегодня я хочу рассказать вам не о самих храмах, а о том, как бережно и осторожно японцы реставрируют эти древние здания. Ведь они все сделаны из дерева, а дерево, как мы знаем не вечно.
* * *
Карты на стол: Этот пост - повтор материала четырёхлетней давности, что не делает его менее интересным. Я до сих пор скучаю по Японии, и когда периодически делюсь с вами вот такими постами из архивов, это как небольшая поездка назад. Так что те, кто уже читал рассказ, и до сих пор помнит его, могут первыми кинуть в меня каммент.
* * *
Итак рано или поздно старые деревянные храмы начинают нуждаться в ремонте...
Разумеется, японцы выбирают для строительства храмов добротные брёвна, но рано или поздно и у них всё равно возникают проблемы.
Раньше самым страшным врагом деревянных храмов были пожары. Но сегодня это скорее термиты и гниль. Да, пожары до сих пор случаются, но всё же чаще огромные столбы храмов стоят так долго, что начинают прогнивать, а местами их просто разъедают жучки.
Традиционно сгоревшие храмы принято было просто отстраивать заново. Так получалось, что здание тысячелетнего храма может на самом деле быть на много веков моложе. При этом храм остаётся тысячелетним - ведь японцы верят, что храм - это не доски. Но, несмотря на такой подход, здесь в последнее время стали храмы реставрировать. Делается это крайне любопытным и трудоёмким методом.
Сначала для реставрации вокруг здания храма строят огромный сарай-ангар. Часто на нём рисуют картинку храма, который заточён внутри, чтоб проходящие мимо люди могли хоть как-то полюбоваться его великолепием. (Такие ангары, кстати используют не только для реставрации храмов - самый знаменитый японский замок, Химэдзи, несколько лет провёл в таком "домике".)
Внутри этого ангара, по периметру, строят несколько этажей, а потом аккуратно разбирают храм на брёвна и доски, включая даже главные несущие колонны. Внутри от храма не остаётся практически ничего!
Весь этот стройматериал раскладывается аккуратно по периметру ангара, где учёные-специалисты проверяют каждую доску. Не прогнила ли она, не надо ли её заменить? В некоторых случаях приходится даже делать рентгеновый снимок, чтоб понять, нет ли там каких неочевидных внутренних дефектов.
Там, где в каких-то частях находят слабые места, их заменяют, причём так, чтоб максимально сохранить старое дерево. Получается такого рода трёхмерный паззл, в котором кусок нового дерева должен безупречно подойти в то место, которое занимал испортившийся кусочек. Храм - может и не доски, но доски храма нынче не принято просто так выкидывать и заменять целиком. Во время реставрации японцы стараются максимально сохранить "подлинные" материалы.
После того, как все нужные починки сделаны, храм собирается обратно, и саркофаг вокруг него снимают. Весь этот процесс может занимать несколько лет - особенно, когда дело доходит до больших и "сложных храмов".
Интересно замечать результаты такой работы на популярных туристических храмах. Там, если внимательно смотреть, иногда можно встретить посреди старых балок явно новый кусочек.
К сожалению, в России подход к реставрации несколько иной....
Ещё про японские храмы: О чём туристы просят японских богов?