Трудно переоценить роль, которую Верховный Суд играет в политической жизни США. Он может, например, отменять указы президента. Это не какая-то теоретическая власть, которую никогда не используют: совсем недавно суд решил, что Байден не имел право приказать всему частному бизнесу в стране требовать от сотрудников вакцинации. И администрация в ответ свой указ отозвала. А ещё была история...
...когда суд признал, что половина штата Оклахома - это индейская резервация!
Где-то полтора года назад, когда заболела Рут Бейдер Гинзбург, я записал целый сюжет о том, как работает Верховный Суд, и как туда назначают и утверждают судей:
Назначение верховных судей - важное действие любого президента, это даёт ему возможность влиять на политический ландшафт страны много лет после окончания срока. В этом плане, кстати, Трампу очень повезло: за свои четыре (пока что) года он успел назначить в Верховный Суд трёх человек, сильно изменив его состав. Для сравнения, у Байдена вряд ли будет шанс больше чем на одно назначение.
Дело в том, что позиция верховного судьи - пожизненная, до смерти или отставки. Это задумывалось ради судебной независимости. Однако, в наше время назначенцы демократов обычно уходят на пенсию так, чтоб их замену подбирал другой президент-демократ, и с республиканской стороны точно так же.
Исключением недавних лет стала Рут Бейдер Гинзбург. Она решила не уходить на пенсию во время сроков Обамы, ожидая, победы Хиллари Клинтон. Но просчиталась, а потом умерла несколько месяцев не дотянув до конца президентского срока Трампа. И тот на место очень прогрессивной Гинзбург назначил довольно консервативную Эми Кони Бэретт, сильно сдвинув баланс сил в суде вправо.
Чтобы такого не повторилось, как только Байден занял Белый Дом, от демократов послышались призывы, чтоб старенький Брайер как можно скорее ушёл на пенсию, и дал возможность президенту-демократу назначить вместо себя кого-то помоложе. Одна группа активистов даже начала перед зданием суда парковать грузовик с рекламой "Breyer - Retire!" - Брайера на пенсию.
Судья сколько мог противился такому раскладу, говорил, что суд должен быть выше политики, и в его положении негоже оглядываться на политическую ситуацию в Белом Доме, чтоб принимать столь важные решения.
Но в итоге, очевидно он решил, что лучше уж уйти самому при Байдене, чем уйти неожиданно, как Гинзбург. И он наконец объявил о намерении снять с себя полномочия.
Теперь Байден должен выбрать кандидата на его место. Вернее... кандидатку (кандидаторшу?!).
Дело в том, что ещё в ходе предвыборной кампании Байден обещал, что когда в Верховном Суде освободиться место, он первым делом выдвинет на него чёрную женщину. То были праймериз, Байден ещё старался получить номинацию демократов, и всячески хотел показать, что пусть он и пожилой белый дедушка, он ещё способен на большие прогрессивные шаги. Но и сейчас, после объявления о грядущей отставке Брайера, он это обещание повторил.
В Верховном Суде США уже были чёрные мужчины (с 1967 года), и были женщины (с 1981), но чёрных женщин не было никогда за всю историю страны. И Байден считает, что пора это изменить. Он ведь и в вице-президенты выбрал первую чёрную женщину, занявшую этот пост.
Такой подход к выбору судьи не очень-то нравится некоторым американцам, особенно более консервативно настроенным. Они считают неверным заранее ограничивать пул кандидатов по признаку пола и расы. "Кандидат должен быть квалифицированным, а не чёрной женщиной!" говорят они, "Заведомо устанавливать такие рамки - это расизм".
На что сторонники этой затеи отвечают: "Вы хотите сказать, что в нашей стране среди чёрных женщин не может быть квалифицированных кандидатов на этот пост? В этом и есть настоящий расизм!"
А ещё кто-то припомнил, что такие популярные среди консерваторов президенты, как Рейган и Трамп заранее объявляли, что назначат на конкретные вакансии в суде женщин, и ни у кого к этому претензий не было. Никто не обвинял их в сексизме.
Байден обещал назвать свою избранницу до конца февраля, а пока обозреватели и аналитики гадают, кто же это может быть. Впрочем, на данный момент есть довольно чёткая фаворитка, чьё имя у всех на устах. Ей является 51-летняя судья Кетанджи Браун-Джэксон. Она сейчас заседает в апелляционном суде по округу Колумбия, втором по уровню федеральном суде, куда была назначена в прошлом году.
Это, кстати, играет в её пользу: судьи такого уровня подлежат одобрению Сената, а Браун Джексон только что прошла эту процедуру, для того чтоб занять свой нынешний пост. За неё даже три республиканца проголосовали. Многие считают, что это облегчит её утверждение.
Ну что же, посмотрим, как это будет развиваться.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →