Почему же так происходит? Вчера я предложил вам угадать, а сегодня расскажу простой и красивый ответ - который, к сожалению, (как и многие простые красивые ответы) мало общего имеет с реальностью. Ну и реальность тоже расскажу.
1. Итак, почему, начиная где-то в районе мэрии (City Hall), и вплоть до 23й стрит, в Манхэттене до сих пор практически нет высотных зданий?
2. Многие жители города ответят вам довольно уверенно: всё дело в подземном грунте. (Признаюсь, я и сам довольно часто повторял эту красивую но неверную версию, множа городскую легенду. Кстати, в последний раз рассказал её посетителю нашего города всего пару недель назад!)
3. У Манхэттена очень выгодная геология для строительства небоскрёбов: в основе острова лежит огромная подземная скала, на которую нью-йоркские строители опирают свои высокие (и тяжёлые!) башни. Однако, есть места, где эта скала близко к поверхности, а есть - где она уходит глубоко под землю. Вот, гласит эта красивая легенда: там где камень неглубоко, там и выгодно строить. Как раз в нижней части Манхэттена есть место, где камень зарыт очень глубоко, а над ним лежит толстый пласт мокрого песка. Именно поэтому там ничего высокого и не строят.
4. Как я уже сказал, эта красивая легенда мало что имеет общего с истинной. Дело в том, что где-где, а в Нью Йорке к концу XIX века прекрасно научились копать вниз через подземную жижу, и опирать фундаменты на глубокую породу. Это делалось с помощью кессонов - цементных "коробок", открытых снизу, внутри которых поддерживалось воздушное давление. Рабочие, находясь в них рыли почву, в результате чего кессон опускался всё ниже и ниже, пока не доходил до каменистой породы. Затем рабочие покидали эти коробки, и их заливали цементом, а над ними строили кирпичные опоры для строения.
Уже в конце 1860х - начале 1870х эту технологию использовали для того, чтоб возвести опоры Бруклинского Моста, а там рабочим приходилось копать вниз сквозь дно реки!
Да, чем глубже нужно опускать кессон до гранитного основания Манхэттена, тем дороже обходится этот процесс. Но разница в цене там довольно незначительная в сравнении с общей стоимостью земли и стройки.
5. Лет десять назад исследователи составили график зданий возведённых в нижнем Манхэттене за четверть века на стыке XIX и XX столетий. По горизонтали тут дистанция от южного кончика острова, а по вертикали - глубина каменной породы под стройкой. Красными треугольничками отмечены небоскрёбы, а синими кружочками - обычные здания (на графике изображены не все). Тут прекрасно видна та "дыра без небоскрёбов", которую мы видели на фографиях выше. Никаких высоток между Канал-стрит и 23й.
На этом графике мы видим, что каменистая порода действительно становится значительно глубже, если удаляться от южного края Манхэттена. Она достигает максимальной глубины как раз в районе мэрии, а потом поднимается назад к поверхности. Мы видим, что с одной стороны от этого максимума на "склоне" есть множество небоскрёбов, а сдругой стороны их нет.
Самая грандиозная и знаменитая высотка той эпохи, здание Вулворт, было построено как раз напротив мэрии, где порода лежит на максимальной глубине. И ничего, никто не передумал его строить из-за этой трудности: все понимали, что здание себя непременно окупит.
6. Как я узнал на днях, истинна в том, что расположение небоскрёбов в Манхэттене продиктовано не геологией, а экономикой. Самый юг острова - место, где изначально была расположена голландская колония, Новый Амстердам.
Это самые старые и престижные кварталы города, и не удивительно, что именно тут на узком клочке земли спрос на недвижимость, на офисные помещения был астрономическим. Здесь был центр коммерции, биржа, банки... И работающие тут люди не хотели далеко ходить от дома (тогда в НЙ ещё не было метро!)
7. Именно из-за такой популярности, строители знали, что если они построят высотное здание, то на него найдутся арендаторы, которые помогут отбить инвестиции. И к начали XX века тут вырос целый лес небоскрёбов - и деловых и жилых.
8. Почему же их не строили дальше на севере? Да потому, что там были сравнительно "неблагополучные" небогатые районы, где проживали чернорабочие и недавние иммигранты. Именно там находится Чайнатаун, Маленькая Италия, Нижний Ист-сайд, который в те годы был полон приехавших в НЙ европейских евреев (кстати, именно там проходит первая часть фильма "Однажды в Америке"). Вот так выглядели эти улицы в начале 1900х:
Эти люди жили в тесных четырёх- и пятиэтажных домах, в незавидных коммунальных условиях. Они никак не могли себе позволить аренду в небоскрёбах, а те кто мог ни за что не захотели бы жить или работать среди такого "сброда". Именно поэтому эти части Манхэттена застраивались невзрачными кирпичными зданиями. Они гораздо лучше подходили местным жителям чем небоскрёбы. Многие из этих домов стоят там и по сей день.
9. Но история Манхэттена - это история развития на север. И к концу XIX века в городе появился общественный транспорт в виде конных трамваев, и зажиточный средний класс, в поисках более приятных мест для проживания, начал селиться на севере от всех этих громких и тесных районов. Сперва это были серьёзные пригороды, но с годами город стал заполнять остров всё дальше и дальше на север.
И вот, там где сегодня располагается наш Мидтаун, к началу XX века образовались довольно зажиточные районы. Ну, а там где у людей есть деньги, всегда дорожает недвижимость, а там где она дорожает, и особенно в тесных условиях таких как в Манхэттене, люди начинают строить вверх.
В 1902 году на 23й стрит - прямо на месте, что на этой фотографии, построили знаменитый Дом-утюг. С него и началась высотная застройка мидтауна - второго кластера нью-йоркских небоскрёбов, который подарил нам такие всемирно-известные здания как Крайслер и Эмпайр-стейт Билдинг. Между ними и небоскрёбами Даунтауна не только несколько десятилетий, но и "дырка" из небогатых иммигрантских районов.
Именно в период застройки Мидтауна Нью Йорк впервые расчертили на "зоны", которые установили правила высоты для небоскрёбов. Это правило задало городу его уникальный стиль. Но об этом как-нибудь в другой раз (пишите, если интересно).
10. Кстати, если вы посмотрите на сегодняшний скайлайн Манхэттена, то увидите, что за последние 10-20 лет на севере ближе к Центральному Парку вырос новый урожай "долговязых" небоскрёбов (справа на фото). Это ведь тоже экономика играет свою роль.
Эти ультра-дорогие жилые башни рассчитаны на миллиардеров, которые просто хотят наслаждаться видами Парка прямо из своей кухни.
(Источник)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →