Вообщем это такая прекрасная история жульничества в американской политике. Давайте расскажу подробней, а завтра вы все снова будете меня упрекать в том, что я никогда не критикую США.
Итак, как вы помните, прошлым летом верховный суд отменил в США право на аборты, которое признавалось за американками на протяжении полувека. Именно "отменил право", а не запретил: пока право на аборты признавалось, запретить их полностью было нельзя. А если права нет, то решение запрещать или разрешать отходит к индивидуальным штатам.
Вот тут то и началась законотворческая суматоха: штаты один за другим спешили на законодательном уровне закрепить предпочтения своих избирателей. Кое-где политики справлялись сами, но в других местах потребовались референдумы. И вдруг оказалось, что не во всех консервативных штатах электорат готов поддержать запрет на аборты.
Так вот в Огайо вообще любопытно вышло. Штат долгие годы колебался между демократами и республиканцами, но в последние годы начал заметно съезжать в сторону последних. Плюс, джерримендеринг даёт республиканцам заметную фору в заксобрании: в одной палате партия, набрав 58% голосов получила 67% мандатов, а в другой и подавно - за 57% голосов заняла 78% мест.
Однако, в вопросах абортов избирателей Огайо можно считать умеренными. И инициативная группа активистов решила, что следует вернуть право на аборты, хотя бы в их отдельно-взятый штат. Ради этого они предложили конституционную поправку, которая бы гарантировала жителям Огайо право самим принимать решения в вопросах репродуктивного здоровья. Поправка обещает гарантировать всем жителям штата в частности право на аборты до момента независимой жизнеспособности плода.
В Огайо для того чтоб поправку выставить на референдум, инициативная группа должна собрать подписей в количестве 10% от числа голосов в прошлых выборах губернатора. И вот, активисты выкатили своё предложение в начале 2023 года, и начали собирать подписи с целью поставить этот вопрос на выборах в ноябре. Подписи собирались неплохо, а те немногие опросы, которые проводились по этой поправке говорили о её поддержке на уровне между 53% и 58%.
И тут республиканское большинство в заксобрании решило действовать на опережение. Дело в том, что законы Огайо предусматривают два способа проведения конституционного референдума: один - через сбор подписей инициативной группой, а второй - через голосование большинства в заксобрании. И вот, именно вторым методом воспользовались Республиканцы.
В период с 22 марта по 10 мая обе палаты собрания согласились провести особые выборы за три месяца до основных. На рассмотрении "Вопрос номер один" - утверждение нового порядка проведения конституционных референдумов. Если сейчас для принятия поправки достаточно простое большинство голосов референдума (то есть, 50% плюс один голос), то "Вопрос номер один" предлагает поднять требуемый уровень поддержки до 60%.
Это сильно усложнит задачу тех, кто поддерживает право на аборты в ноябре, и, никто особо и не старается скрыть, что именно в этом и есть суть всей задумки.
Именно по "Вопросу номер один" жители Огайо и будут голосовать во вторник, 8 ноября. Любопытно, что для изменения правил достаточно нынешнее простое большинство - 50% + 1. Главное успеть изменить правила, пока не началось. Получится у них или нет - узнаем завтра вечером (ну или ещё через день-другой, если результаты долго считать будут).
Но по-любому красиво мухлюют, не правда ли? Получается, два дня подряд у меня в блоге про американскую смекалку.