Всего несколько недель назад казалось, что многолетние усилия прокуроров закончатся пшиком - Хантер обещал признать вину по неуплате налогов, и избежал бы за это тюрьму. Но во время судебных слушаний, где это должно было произойти это признание, что-то пошло не так. Оказалось, что у сторон были некоторые разногласия на тему иммунитета, который сделка должна была предоставить подозреваемому. И судья приказала повременить, пока защита не договорится с прокурорами об условиях. Но, похоже, эти переговоры закончились провалом, и теперь...
...теперь есть довольно серьёзный шанс, что президентского сына будут судить. Причём, случится это может прямо в год президентских выборов.
Тут разумеется сразу возникает видимость конфликта интересов: ведь федеральные прокуроры подчиняются генеральному прокурору, а тот в свою очередь отвечает перед президентом, хотя на практике со времён Никсона существует традиция генпрокурорской независимости. Однако, и мы это наглядно увидели при Трампе, президент в праве снять генпрокурора с должности, и выдвинуть на этот пост кого-нибудь ещё.
Именно во избежании такого конфликта, Вайсс, которого назначал ещё Трамп (а Байден не стал увольнять), и был возведён в "специальные прокуроры". Считается, что спецпрокурор имеет больше свободы действий, чем обычные окружные прокуроры. (Помните Роберта Мюллера, который расследовал связи Трампа с Россией, и в итоге решил, что против него недостаточно доказательств? Вот он тоже был спецпрокурором.)
Чисто формально даже этот пост всё ещё подчиняется главе минюста, однако, если выносит по своему расследованию какую-то рекомендацию, к которой генпрокурор решит не прислушаться, то спецпрокурор обязан доложить об этом Конгрессу.
Бедняге Гарленду реально не везёт: меньше чем за год, ему пришлось уже назначить трёх разных спецпрокуроров. Один расследует Трампа, и уже выдвинул против него обвинения по уголовным двум делам; другой проверяет самого президента, вернее историю того, как у него в гараже и офисе нашлись секретные документы; ну и вот, сейчас третий будет отвечать за дело Хантера. Таким образом у нас сложилась ситуация, когда отдельных спецпрокуроров заслужили отец и сын, а также два фаворита следующих президентских выборов.
Разумеется, противники Байдена старшего не считают, что Вайсс - подходящий человек для такой работы. Хоть его и назначил предыдущий президент, прокурор кажется фигурой скомпрометированной, в основном из-за того, как долго он не мог найти, что бы предъявить младшему Байдену, а ещё из-за готовности пойти с ним на (пускай и развалившуюся) прокурорскую сделку. Так как все республиканцы считают, что на Хантере клейма негде поставить, нежелание выдвигать против него обвинения они расценивают как явный признак нечестной игры со стороны прокурора. Конкретных обвинений к Вайссу пока не было, но "тут явно что-то неладно".