Местный знаток сводил меня не просто в знакомое местечко, а в ресторан, принадлежащий его семье. Оказалось, что эта с виду простая забегаловка - один из лучших ресторанов жареного мяса в Гонконге. Да ещё и с богатой историей!
* * *
Карты на стол: Трудно поверить, но с момента первой публикации этой истории прошло уже больше пяти лет.
* * *
1. В Гонконге мне повезло встретиться с Пазу. Это парень, к которому я обратился за помощью с организацией поездки в Тибет. Пазу родом из Гонконга, и как раз был там в то же время, что и я. Мы здорово погуляли, он показал нам нетуристические тропы Гонконга, и сводил посмотреть на знаменитое "здание-монстр".
Пазу показывает мне свои книги-путеводители в местной библиотеке.
И вот, когда мы вечером сидели и ели традиционные тайваньские пельмешки с бульоном, он сказал:
"Слушай, а пойдём я завтра свожу тебя в ресторан моей семьи! Думаю, тебе понравится." Я назавтра должен был работать, но мы договорились встретиться на обед. "Только приходи пораньше," сказал Пазу. "Лучше к одиннадцати. А то потом много народу будет."
2. На следующий день, ровно в 11 я был на шумном перекрёстке Хеннеси Роуд. Пазу чуть-чуть задерживался, и я решил постараться найти заведение собственными силами.
3. Пазу прислал мне название ресторана - "Joy Hing roasted meat", и я видел, что он где-то рядом, но найти его было нелегко. Оказалось, что хозяева не сочли нужным сделать вывеску латинскими буквами:
4. Но потом я нашёл возле дверей небольшую табличку Мишлена с нужным названием. Ресторан попал в мишленовский путеводитель. Это не стоит путать с мишленовкими звёздами (их выдают далеко не всем ресторанам в путеводителе), но всё же такая табличка намного круче, чем наклейка какого-нибудь там Трипэдвайзера. Я сразу почувствовал, что это не просто забегаловка, как можно было бы подумать глядя с улицы.
Любопытно, что Пазу ничего мне заранее об этом месте не рассказал.
5. Вскоре он подъехал, и мы зашли внутрь. Это был небольшой ресторанчик, ничем с виду не отличающийся от множества похожих китайских забегаловок, разбросанных по улицам Гонконга. По-английски такие называют "hole-in-the-wall". Если бы не Пазу, я бы никогда не подумал сюда заглянуть, сколько бы раз я ни проходил мимо.
6. Вот так выглядело меню - просто коллекция бумажек, висящих на стене. Явно тут не очень стараются завлечь иностранных туристов. Кажется у них было меню на английском на отдельной бумажке, но мне его не показали - Пазу сказал, что нас и накормят без всякого меню.
7. Внутри было около полдюжины работников. "Это моя семья," сказал Пазу, и представил меня.
"Хэл-лоу!" сказал кто-то, но в основном родственники не говорили по-английски. Зато мы широко улыбались друг-другу и кивали.
"Я сказал им, что ты русский," немного виновато прошептал мне Пазу. "А то американцев я уже много раз водил." Я ответил, что в этом нет ничего страшного, и не стал объяснять ему, что я сам никогда бы себя русским не назвал. Всё же это было за три года до войны в Украине.
8. Нам выделили небольшой столик в углу. "Я всегда здесь сажусь, если он свободен," сказал Пазу.
9. "Это хорошо, что мы рано пришли. Скоро образуются длинные очереди, и это уже будет до самого вечера."
Фото вечерних очередей из интернета.
10. И действительно, буквально через десять минут, все столики ресторанчика были заняты.
11. Я огляделся, заметил чисто китайский подход к электропроводке, подумал, что наверное ресторанчик далеко не новый.
"А много лет вашему заведению?" спросил я.
"Насколько мне известно, его основали где-то во времена династии Цин."
"Что-что?!" удивился я. Я не очень хорошо знаком с династиями Китая, не скажу навскидку в каком порядке они сменялись, но точно знал, что последняя закончилась ещё до революции в России. Позже я посмотрел в интернете и про династию Цин (она то и была последней, её свергли в 1912), и про историю ресторана Joy Hing roast meat.
Оказалось, что ресторанчик родственников Пазу настолько известный, что о нём существует статья в Википедии! (Правда, только на английском и китайском.) Вот, что я оттуда узнал о его истории:
Ресторанчик действительно основали в поздние годы династии Цин, кажется это был конец 1800х. Правда тогда он располагался не в Гонконге, а в материковом Китае, в провинции Гуандун. Этот семейный ресторан перекочевал в английскую колонию в самом начале XX века, и работал с тех пор почти непрерывно. Исключением стали годы японской оккупации Гонконга во время Второй Мировой.
После войны забегаловка октрылась заново под именем Fuk Hing ("возрождение") а позже получила нынешнее имя, Joy Hing, что значит "продолжение процветания". Таким образом хозяева надеялись принести успех своему ресторану, и надо сказать, что тут они не ошиблись. За годы своей гонконгской истории едальня сменила несколько адресов, но на нынешнем месте находится с 1980x.
12. "Знакомься, это моя мама!" сказал Пазу. "Она здесь всем заведует. Накормит нас как надо!" Мамы, они кажется все такие.
13. За пару минут на столе появились три плошки с приправами. "Это чтобы макать в них мясо," объяснил Пазу.
14. Вслед за ними мама поставила на стол немного пареной зелени и тарелку с мясом.
15. Мясо - главное блюдо в Joy Hing. Их специализация - направление в южнокитайской кухни, которое называется "Чашао", или "жаренная на вертеле свинина". Свинину, курицу, утку и гуся обмазывают специальном соусом, а затем жарят на гриле по старому семейному рецепту. Оказалось, что Joy Hing считается чуть ли не лучшим рестораном чашао во всём Гонконге - он не только попал в мишленовский путеводитель, но и выиграл приз местных ресторанных критиков OpenRice. Кроме того, CNN включило заведение в список 50 лучших ресторанов Гонконга, написав, что его имя является синонимом кухни чашао.
Но всё это было не так важно, потому что мясо, на предложенной нам тарелке было просто великолепным. Сочным, мягким, с хрустящей корочкой. Я к сожалению не очень хорошо умею описывать тонкости вкуса, так как я совсем не гурман, так что вам придётся поверить мне на слово - это было очень вкусное мясо. Если мне не изменяет память, на принесённой нам тарелке было два вида свинины, курица и утка.
16. Я внимательней посмотрел в угол, где находилась маленькая открытая кухня. Хотелось увидеть, как делается такая вкуснятина. Но там суетилось довольно много человек, и было совсем непонятно, что они делают.
Говорят, что ресторан использует особую довоенную печь, в которой отсутствует термометр, и во время прожарки температуру определяют на ощупь!
"Это всё мои дядюшки," сказал Пазу, увидев, что я рассматриваю мужчин, колдующих на кухне.
17. "Самое роскошное наше блюдо - это гусь. Но он дорогой, стоит 188 гонконгских долларов за порцию. Многие годы к нам приходили клиенты, которые заказывали вроде как гуся, но на самом деле хотели утку - она намного дешевле, всего 88 долларов. Мама на глаз могла понять, по клиенту, хотел он настоящего гуся, или нет."
"Но с недавних пор изменились законы, и теперь мы не имеем права принести утку кому-то кто заказал гуся. И теперь надо спрашивать - мол вы же знаете, что гусь у нас стоит 188 долларов? И видно, что те клиенты, что победнее - обычно это народ помоложе, сразу начинают нервничать. Тогда мама предлагает им утку - она почти такая же вкусная. Разумеется они соглашаются. А некоторые, особенно те, что постарше, наоборот обижаются - конечно мы хотим гуся, мы платёжеспособные, состоятельные люди!"
Гуся я так и не попробовал, на предложенной тарелке с мясом (которую мы вдвоём еле осилили) его не было. Правда, когда я заикнулся о том, чтоб заплатить, Пазу категорически отказался.
"Мама бы никогда не взяла у нас денег," заявил он.
18. Когда мы выходили, дядюшка Пазу, тот, который на входе сказал мне "Хел-лоу", подошёл и радостно сказал мне: "До свидания! Мне очень нравится Гатуся."
"Гатуся?.." растерянно переспросил я. "Какая гатуся?"
"Гатуся! Гатуся! Песня!.." воскликнул он, и напел: "Виикха-адиила набирик гатуся..."
"...на высокий берег на крутой!" подхватил я, наконец поняв, о чём речь.
Вот ведь бывает так, просто повезло, познакомиться с Пазу, и встретиться с ним в Гонконге - и получилось такое отличное соприкосновение с гонконгской культурой и историей. Что и говорить, иногда я везунчик.