О существовании ламп чёрного света я узнал в колледже, в 1997ом году. Марик приобрёл бог знает где одну такую лампу (такую - трубочкой, как оказалось, люминесцентная называется), когда ещё жил с Рабиновичем, и включал её у них в комнате по особым праздникам. Помнится мы даже стены разрисовывали моющим средством - днём было почти не видно, а при свете блэклайта, тускло мерцало. Много разной мазни мы там накалякали у них...
После того как Марик и Рабинович разъехались, один из них предложил эту лампу нам с Яшей. У нас на тот момент как раз дома был центр тяжести особых праздников к которым чёрный свет шёл на ура. Лампа эта уже на тот момент, году эдак в 2001ом, была весьма манерной. Чтоб заставить её светить надо было подёргать за шнур, подвигать штепсель, постучать по корпусу, а потом как только она загоралась надо было оставить её в покое и не трогать оставшийся вечер.
Пару раз я даже починял её единственным способом каким умею - пользуясь большим количеством клейкой ленты. Кое-как, лампа дожила у нас до 2008го года, когда Яша и Юля затеяли эпический переворот обустройства нашего зала. Они перекрасили стены в весёлый рыжий, кажется это было в один из моих отъездов. Что мало кто знает, они даже купили особой дорогой краски, светящейся под блэклайтом, и забрызгали ей одну из стен зала пользуясь лампой чтоб наносить брызги равномерно.
Мариковская лампа после этого ещё парочку вечеринок прослужила нам верно, правда всю комнату она осветить не могла, а справлялась в основном только с одним углом. Но потом году эдак в 2009м её здоровье сильно подпортилось, и больше двуг-трёх минут, а потом и пары секунд она уже не светила. Последние пол года из неё было трудно даже искру чёрного света извлечь.
И вот, вчера, в предверье небольшого квартирника решил я её заменить...
Оказалось что в двадцать первом веке купить блэклайт не так уж просто. Начиналось всё хорошо: я нашёл магазин неподалёку, позвонил им заранее и узнал есть ли у них. "А вам нужна только лампочка, или с плафоном?" спросили меня по телефону. "Мне надо всё. У меня нет ничего. I'm having a party," добавил я под конец чтоб у человека на том конце провода не осталось никаких сомнений в том что я чайник в делах освещения. "Приходите," заверили меня, "У нас всё есть."
Я пришёл.
"Я тут звонил про блэклайт..." бодро начал я, "мне лю-ми-нес-центная нужна."
"Какую? Есть лампы по два фута, три и четыре. Только по три закончились. Возьмите ту что два. За четвёркой в подвал надо лезть. Плафон у вас уже есть?"
Я повторился о том что ничего нет, и о party.
"Тогда вам за плафоном, на второй прилавок. Скажите ему - хотя я сам скажу. Идёмте."
Мужик на втором прилавке услышав неповторимое заклинание исчез минут на двадцать. Потом вернулся, развёл руками, и с сильным русским акцентом сказал:
"Нэту плафонов на два фута." На его груди висела табличка "Яша", но чтоб не путать с нашим Яшей, назовём его "Гоги".
"А на четыре есть?" спросил я, и Гоги исчез ещё раз, но вернулся быстро, с узким длинным свёртком.
"Идытэ вазмытэ лампу на чэтырэ фута," сказал он, отправив меня обратно на первый прилавок. Там мне быстро сбегали в подвал за нужной лампой, и я уже было ушёл заплатив, но в последний момент что-то сподвинуло меня уточнить:
"А её значит просто в розетку можно втыкать?.."
"О нет, что вы," рассмеялся мне в лицо дядя с первого прилавка, "это всё для крепления к стенам предназначено. Вы хотите в розетку? Вам надо отдельный шнур и штепсель покупать. Идите к Гоги на вторую кассу, скажите ему - нужен шнур и... Впрочем идёмте, я сам скажу."
"Какой длынны шнур хочишь? Дъевйат футов? Щас найду." Гоги в третий раз исчез. Вернувшись, он пожал плечами, и взял висевший возле прилавка удлинитель. "Вазми этот. Так дэшевлэ будэт. Просто разрэжеш дома." Почему-то мне это на тот момент показалось весьма резонным. Я кивнул, заплатил и пошёл домой.
Дома же меня ждало приключение из серии "юный электрик", которое для меня было столь же напряжным как моменты в Голливудских кино, когда Бравый Агент Добра
tm пытается угадать цвет проволочки которую надо перерезать чтоб не взорвалась бомба. Проблемы мои усугублял тот факт что из плафона лампы торчали оголённые белый и красный провода, а вот в перерезанном удлинителе провода были без цвета. Зато их было целых три! Гоги со второго прилавка дал мне зачем-то удлинитель с заземлением. Как и Бравый Агент
tm, я решил рискнуть подумав, без особых на то оснований, что наверное земля будет в центральном проводе.
В итоге я оказался прав. Хорошенько попотев, и поорудовав клейкой лентой, я сумел таки превратить купленный мной индустриальный плафон в простую appliance.
Весь этот труд окупился с излишком тем вечером, когда включив лампу я впервые увидел звёздное небо из ярко-сияющих крапинок которым была покрыта стена зала от пола до потолка, от окон до двери. Новый четырёхфутовый монстр замечательно осветил всю комнату, как Мариковская лампочка никогда не могла.
Я всё это к чему... Молодцы, Юля с Яшей. Приезжайте поскорее, я вам плод ваших трудов во всей красе покажу, в свете плода моих. Может под это дело даже небольшой квартирник с истерикой (и рассветом) соберём...