"Они там в садике говорят по-английски. Значит, они английские. А мы дома говорим по-русски. Это потому, что мы русские!"
"Нет," говорю я в ответ. "Они там все американцы. Американцы тоже говорят по английски. И ты тоже американка, а когда подрастёшь будешь отлично по-английски говорить. А мы не русские, хоть и разговариваем на русском. Это значит, что мы - русскоязычные."
"Рус-ско-я-зыч-ны-е", медленно повторила Айя. "А почему?"
Букву "Р" Айя сейчас картавит - из-за этого я не раз задумывался о том, смогу ли я найти в Нью Йорке логопеда, который, в случае чего, научит её произносить её правильно. Наверное, смогу. У нас в Нью Йорке всё есть.
"А потому, что мы не русские, а евреи," ответил я.
"Евреи? Почему евреи?" - я уже знал, что это лишь началo длинной цепочки "почему", которые никогда не закончатся, так что решил не начинать в тот момент рассказывать ей про многотысячелетнюю историю нашего народа.
"Потом расскажу. Но главное, что раз мы дома говорим по-русски, то мы русскоязычные. Но не русские."
Вам наверное покажется странным, что для меня столь важно объяснить дочке, которой и трёх лет то ещё нет, что мы не русские. Некоторые, возможно подумают, что это сравнительно недавнее стремление - попытка отмежеваться от государства, развязавшего войну. Например, было время, когда местные приезжие из Украины охотно называли себя "русскими" в общении с американцами, чтоб всем проще было. Сейчас уже мало кто на такое пойдёт. Но в моём случае, дело не в этом.
А в чём? Я уже рассказывал о причинах этого больше пяти лет назад (можете проверить!)
Я очень хорошо запомнил из своего счастливого советского детства, что я, Лёва Эпштейн, да ещё и с таким профилем, никакой не русский. Было время, когда я очень хотел быть русским (и чтоб меня звали Серёжа), но тут ничего не поделаешь. В СССР, с его дружбой народов и пятой графой, хватало людей, которые, даже юному мне, как бы между прочим напоминали о том, что существует между нами разница. Кстати, кажется люди эти никуда не делись, некоторые из них даже заходят комментировать тут у меня в бложике. Короче, так сложилось, что с детства я не могу произнести слова "Я русский," не ощущая себя каким-то самозванцем.
Да, да, это я написал даже ещё до того, как "Я русский" превратили в песню!
Короче, и дочку свою я быстренько научил, что можно говорить по-русски и не быть при этом русскими.
"Да!" воскликнула Айя, и повернулась к Тоне: "Мама, а ты тоже русскоязычная?"
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →