Лично я практически гарантирую вам, что победитель грядущих выборов - человек, изображённый на фото выше. (Да, старые читатели возможно помнят, что я уже использовал такую шутку четыре года назад!) Кажется, сейчас самое время напомнить вам о том, как будут проходить эти выборы...
Однажды, российский блогер [Bad username: varlamov.ru] рассказал мне, что в России сезон выборов длится около месяца. Помню, я тогда от смеха чуть не поперхнулся дорогим дайгиндзё! Да разве ж это выборы?! То ли дело в Америке: Здесь президента выбирают практически весь год, но если уж говорить по чесноку, то можно сказать, что избирательная кампания началась примерно через полчаса после среднесрочных выборов 2018 года. И это верно: не стоит торопиться, когда выбираешь человека, которого следующие четыре года будут винить за все беды в мире, от разбитых дорог до всяческих там майданов.
Итак, выборы пройдут во всех американских штатах 3 ноября. Если уж быть совсем точными, то конкретно президента выбирает так-называемая Коллегия Выборщиков. Но их роль чисто техническая - по традиции выборщики голосуют в соответствии с желаниями граждан своих штатов, и именно результаты голосования 3 ноября определят кто станет президентом.
Заметьте, что я говорю именно о выборах "в штатах". Это потому что каждый штат проводит в этот день свои собственные выборы. Да, можно сказать, что в США в этот день проходят 51 отдельных выборов! (Кто знает, почему не 50?!) У каждого штата есть какое-то число "избирательных голосов" - оно зависит от населения. Например, у нас в Нью Йорке 29, в соседнем Нью-Джерси - 14, а в Калифорнии аж 55! Сколько у штата избирательных голосов, столько выборщиков он отправляет в Коллегию, голосовать за президента.
Власти в каждом сами решают, как их распределять по итогам выборов. На практике почти все штаты отдают все свои избирательные голоса тому кандидату, кто получил лучший результат в голосовании. К примеру, в 2016 году Трамп набрал в Пенсильвании 48.2%, а Хиллари Клинтон - 47.5%. В результате все 20 избирателей от этого штата проголосовали за Трампа, несмотря на довольно незначительный перевес.
Для того, чтоб стать президентом, кандидат должен получить больше половины избирательных голосов - как минимум 270 из 538. На прошлых выборах Трамп получил 304 голоса, и назвал это историческим результатом (несмотря на то, что из пяти предыдущих президентов, четверо выигрывали все свои выборы с большим перевесом).
Любопытно, что в каждом штате не только отдельно считают голоса, но и отдельно решают, какие кандидаты вообще будут числиться в избирательном бюллетене. И тут очень большую роль играют политические партии. Как и в России, большие, серьёзные партии имеют возможность в упрощённом порядке выдвигать своих кандидатов на выборы.
Возьмём, для примера, Нью Йорк. У нас "серьёзной" партией считается любая, чей кандидат в губернаторы набрал хотя бы 50,000 голосов на прошлых выборах. Кандидат, официально выдвинутый такой партией должен собрать в нашем штате всего 5,000 подписей в поддержку своей кандидатуры. (Если это число кажется вам смехотворно маленьким, то почитайте сколько надо было собрать губернатору Калифорнии!) Если же кандидат хочет попасть в нью-йоркский бюллетень самовыдвиженцем, то ему придётся собирать аж 45,000 подписей.
Правила меняются от одного штата к другому, но факт остаётся фактом - есть всего две партии, которые могут легко выдвигать своих кандидатов во всех пятидесяти: это Республиканская и Демократическая партии. Это одна из причин, почему за последние 170 лет все президенты были или от республиканцев или от демократов.
Каждая их этих партий официально выдвигает своего кандидата на всенародном съезде, которые проходят летом. А чтобы определить, кого именно выдвигать на этом съезде, партии на протяжении первой половины года проводят первичные выборы - праймериз.
Однако, как правило, если действующий президент имеет возможность избираться на следующий срок, то его партия старается от этой процедуры отказаться, чтобы лучше сплотиться за своим явным кандидатом. Так, Дональд Трамп почти гарантированно будет выдвинут республиканцами (если, конечно, суд по его отстранению не закончится крайне непредсказуемо).
У демократов же история в этом году гораздо интереснее, и впереди предстоит серьёзный сезон праймериз: голосование в разных штатах пройдёт с 3 февраля (Айова) и до 6 июня (Виргинские Острова, которые не голосуют в общих выборах, но могут принимать участие в праймериз). В отличии от главных выборов, которые во всех штатах проходят в один и тот же день, первичные выборы проходят по стране не сразу, что позволяет кандидатам концентрировать свои кампании в нескольких штатах по очереди.
Уже год назад кандидатов среди демократов набралось столько, что никаких пальцев не хватило бы их сосчитать. Однако, сегодня, чуть больше чем за неделю до начала голосования, большинство выбыло из избирательной гонки, и их число сократилось до 12. А если считать только тех, у кого есть хоть какие-то шансы на выдвижение, то их всего четыре.
Вы можете спросить: "Лёва! Если голосование ещё не началось, то как же вышло, что много народу выбыли из гонки?!" Всё дело в том, что даже до официального голосования, американцы "голосуют долларом". Содержать избирательный штаб, летать туда-обратно по стране, проводить политическую агитацию, и так далее - всё это требует немалых денег. И, как правило, деньги эти жертвуют американцы, которые поддерживают того или иного кандидата. (Я вот, например, настолько нерешителен, что послал денег аж двум предвыборным кампаниям! Правда, немного.) Если у кандидата нет популярной поддержки, это довольно быстро становится очевидно, потому что и деньги на ведение кампании у него скоро заканчиваются. Таким кандидатам ничего не остаётся, как заканчивать свою кампанию, и многие видные политики уже сошли с дистанции из-за нехватки такой поддержки.
Вот четверо из самых популярных сейчас демократов:
- Джо Байден: Бывший вице-президент Обамы стабильно ведёт во всех соц-опросах, несмотря на обвинения в украинской коррупции связанные с его сыном Хантером. Согласно исследованиям, у него не только больше всех шансов выиграть номинацию Демократической Партии, но и больший шанс победить у Трампа на выборах в ноябре. Конечно, до тех пор многое может поменяться.
- Берни Сандерс: Сандерса многие помнят с выборов 2016 года, когда он был главным демократическим оппонентом Хиллари Клинтон. В итоге он ей проиграл, но набрал тогда серьёзный процент поддержки. Сейчас он на втором месте после Байдена. К сожалению для Берни, будучи сенатором, посленюю неделю перед важными выборами в Айове он проведёт в Вашингтоне, заседая в Сенате на суде над Трампом.
- Элизабет Уоррен: Какое-то время в прошлом году, все считали, что Уоррен вот-вот настигнет Байдена, но потом её кампания немног сдулась, и сейчас она на третьем месте по опросам. Как и Сандерс, она тоже сенатор, и тоже сейчас застряла на суде в Вашингтоне.
- Пит Буттиджидж: Самый малоизвестный из этой четвёрки, Пит - во всех смыслах нетрадиционный кандидат. В отличии от остальных, которые видные политики федерального уровня, он был мэром небольшого города в штате Индиана. Для его кампании важнее других показать отличный результат на ранних праймериз, что обычно даёт толчок малоизвестным кандидатам.
(Некоторые из вас могли удивиться, не увидев в этом списке имени Майка Блумберга. Читайте, почему он не очень серьёзный кандидат.)
До первых праймериз в штате Айова осталось чуть больше недели. Политическая интрига США будет накаляться. Следить за живой политикой очень интересно, и на протяжении 2020 я буду делиться с вами новостями об этой кампании. Надеюсь, вы не сильно против.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →